Больше рецензий

24 августа 2021 г. 21:19

276

5 Ребята надо верить в чудеса*

"А если серьезно - основная идея книг (всех про город Габен) это поиск света, когда кругом реально тьма и болото. И его нахождение. И осознание того, что доброе и Настоящее становится самым важным, что есть. И вот это я пропагандирую - парадокс: я законченный пессимист, но пишу про поиск света и оптимизм, когда кажется, что все беспросветно" Автор. Из разговора в читательском чате марафона лит_рид.

Я считаю, это лучше всех аннотаций автора.

Некоторые сайты требуют название рецензии, отзыв на книгу такую-то такого-то не принимают. Я думал, как назвать отзыв - "Но если вы котенок, и вас зовут Василием, то лучше, чем Воронеж, нет города нигде" или "Но я не валлиец" (и тут я снял бы котелок с очками, если бы не боялся их до одури, чтобы выразить респект уважаемому Дим-Вадимычу, фраза теперь поселилась в моей семье), но решил назвать - "Ребята, надо верить в чудеса"*. Надо. И с визуализацией в форме нарратива одного из паттерна чудес Владимир Торин прекрасно справился.

Все мы (ну, тиликтуальные детки, конечно, другим же мы порицаем) в детстве (с 8 до 14 лет) читали Тима Таллера, Мэри Поппинс и прочие загадочные похождения кота мистера Турдынь-дребедень.
Это все была, конечно, переводная литература, переведенная талантливыми переводчиками и для нас чи их Англии с Америками, чи карлсоновские Европы были где-то недалеко от вымышленных миров. Все эти мистеры, сэры, пенни, пуговки, зайцы-джентльмены с часами на цепочке, тетушки, дребезжащие поезда, комнатки на чердаке и булыжные мостовые были для нас частью волшебного выдуманного мира (я и представить не мог, что, блин, тут до сих все так, ничего тут не выдумано).
Потом я долго искал истоки любви западников к девятнадцатому веку, мол, да чего хорошего-то? Откуда такая любовь к замшелости и грязи? А потом понял, изучив историю и социологию момента, для них этот паровой век - это всплеск прогресса. Время надежды, что все будет хорошо, еще не хорошо, но вот, завтра, обязательно будет! Это сильная штука, знаете ли, вера в завтра. Даже несмотря на то, что это завтра у них не наступило, они невольно ссылаются туда, скажем так, возвращаются к точке бифуркации. Отсюда столько нарративов на тему. Это как братья-болгары любят гордиться позорным провалившимся восстанием против турок, провалившимся исключительно из-за безалаберности. Да сам Вазов вспоминал, что, конечно, восстание было трэш, но у меня задача показать вот эту волну надежды перед ним.
Удручающее это все зрелище, конечно, но тягу людей к этому понять можно.

Ну, и вот зачем западные авторы такое пишут, я понять могу, хоть и с грустью, они пытаются детям (и незрелым выросшим детям) подключить культурный код. Вещь-то нужная. Да и не сильно-то изменилось "порядочное общество" мистеров и котов в той же Англии. То есть, они пишут, что видят, это современные книги. Есть такая сторона в Европе. Авторы расцвечивают ее волшебством, чтобы дети (которые и по возрасту и ментально дети) учились видеть волшебство в обыденном.
Зачем авторы, которые взрослели при реальном прогрессе, и, особо наивные, видели даже такой-то момент надежды, что все будет ажно ж дважды ж, а то и трижды ж, пишут это, я тоже, сделав усилие, могу понять - ты читал про этих загадочных мистеров котов с улицы Трень-Дребедень, когда рос и у тебя по умолчанию было гормональное чувство, что все еще будет. При этом неважно, было ли у тебя благополучное сытое безопасное детство в клятом Совке, неблагополучное детство лихих 90х, или ты травмяшка, которую манной кашкой перекормили злые воспиталки. Волшебный мир и гормоны - залог паттерна чудес укладываемого в голову.
Вот уже какой отзыв пишу, постоянно вспоминаю одну статейку в Снобе, безымянного дяденька (не, по мнению его бабушки и собаки, он наверняка успешный мужчина, ну раз у него колонка в печатном Снобе, это мы, пролетариат, его не знаем), которая мне очень понравилась, очень уж важная она была. Дяденьк писал, что сейчас городские дети, многие никогда не видели живую корову, а вот влажный нос теленка, запах скошенной травы, деревенские звуки, вкусы и запахи, - впечатления деревни, как образа жизни близкого к природе, полученные в детстве, спасают человека при стрессе во взрослом состоянии. Как ребенок, который получил эти важные впечатления, я дяденька отлично понимаю и своему сыну пытаюсь додать как можно больше паттернов чудес и культурных кодов.
Это, такая, здравая альтернатива эскапизму. Когда сказка (любой культурный код) детства помогает интегрироваться в мир, а не кастрирует его. Тогда человек не будет бояться мира и трудностей.
И вот для детей (любого возраста) атмосферные книги тоже становятся миром-спасением. А "Мое пост-имаго" книга, главным образом, атмосферная.
Там все узнаваемо, читаешь, и культурная отсылка ведет ко всем книгам подобного жанра, хотя вы даже, наверное, не сможете вспомнить названия этих книг. Мое пост-имаго - квинтэссенция (вы знаете, я тут был подписан на группу вк, словарный запас, что ли, и они дали определение слова квинтэссенция как упадок, ухудшение чего-то, я отписался от них, конечно, потому что это не так, поэтому будьте осторожны, вам, возможно, встретится такое идиотское определение. На деле, квинтэссенция - это первооснова, суть, концентрат, сущность) жанра.
У меня был такой случай с научной фантастикой, ну, я много раз уже говорил, что научная фантастика для меня - это гуманистическая советская НФ, все, что вне - слабенькие потуги, "мы тоже". Но и в советской НФ я никак не мог нащупать квинтэссенцию жанра. Булычев - да, но он детский. Ефремов - да, но он почти нехудожественный. Стругацкие - для меня идейно слабые, не масштаб. Пока не открыл для себя Павла Амнуэля. А! Вот же она! Настоящая НФ!
И вот Владимир Торин - он тоже находка для любителей паровой эпохи джентльменов. Поэтому если вы любите мрачные загадки, мрачные города, туман, котелки и трости, грязь узких улочек, пронырливые чумазые мальчишки, механическое этакое все, порядочных джентльменов с манерами и нечисть среди людей - это ваш автор.

Хочу предупредить читателя об одном моменте.
В книге, если вы решите читать ее одну или начать цикл с нее, есть герои, которые как гирлянда в белый день. Они возникают из ниоткуда, никак не влияют на сюжет и исчезают в никуда.
Есть книга, якобы Сидни Шелдона, я просто уверен, что под его именем ее писала его дочь. Потому что никогда Шелдон не писал так бездарно, а вот его доченька именно так и пишет, причем до сих пор. Называется книга "Боишься ли ты темноты". И вот там за героинями гонится ФБР, бандиты, все на свете, а героини только познакомились на фоне этого трэша и вот они убегают на автомобиле, за ними погоня, героини вдруг влетают под какой-то шлагбаум какого-то режимного объекта, куда погонцам нельзя. И одна из героинь говорит: это же Гарри! Это он все устроил!
…Гарри не появляется ни разу за книгу, нет никакого объяснения, кто этот Гарри, откуда этот рояль в кустах. Вторая героиня ничего никогда больше про него не спрашивает. Героини пролетают режимный объект и все, к этому моменту никогда не возвращаются. Так писать нельзя, конечно.
В "Мое пост-имаго" - есть некая Марго Мортон, мистер Киттон и тетка-заказчица главного интригана книги. Но книге они нужны, как Гарри в "Боишься ли ты темноты". Я, правда, думаю, что Владимир Торин эту проблему решил, раскрыв их линии в других книгах цикла, и тем не менее, ружья, которые не стреляют, но могли бы выстрелить, хотя бы для глубины антуража, если автор добавит про них по паре предложений, интегрируя их в сюжет или в бэкграунд, могут смазать впечатление от книги у читателя, но еще не поклонника.

Сюжет. В мрачный городок Габен прибывает поезд и там находят труп пассажира. Это ученый, который ездил в экспедицию, искать зловещую легенду южных племен - Черного мотылька. Главные герои - Доктор Доу и его юный племянник Джаспер, - берутся за расследование.
Разворачивается сюжет на фоне жизни города, как я уже говорил, главное в этой книге - атмосфера, отлично прописанная атмосфера жанровой повести. И повороты сюжета, и описания - серьезно социальны, что тоже важно для юного сознания.
Страшная капиталистическая сказка без пионеров, которая наглядно и ярко показывает, что быть хорошим недостаточно. Что добро без красного палача за спиной не умеет побеждать (я упоминал эту идею в отзыве на книгу Оларии Тойе "Буря скроет наши следы", там автор решил проблему поддержки добра всемогуществом). Книга о том, как борзеют от безнаказанности антанты расправившие плечи (опечатка случайна, но оставлю, очень уже точно получилось). О том, что просто "есть яблоко и смотреть в окно", не причиняя никому зла - недостаточно для добра.
Это знаете, есть многими любимый фильм "Зеленая миля", там были такие добрые-добрые люди и они вот так старались, старались… и у них не получилось. Потому что просто доброты недостаточно. Системные знания еще нужны.
А когда ты один, или с племянником, или с добрым комиссаром, который никак не мешает своим полицейским запугивать население, или с экономкой, которая печет пирожки, ты - ничто. Остается прикрываться цинизмом, чтобы не было так страшно в безжалостном мире. Это вот и Эндрю Ваксс говорит - цинизм и разочарованность в жизни - это всего лишь оправдание трусости, чтобы ничего не делать.

В общем, если вы восхищены эпохой просвещения, любите стимпанк или у вас есть вдумчивые дети-подростки, настоятельно рекомендую подключить этот культурный код. Потому что надо, ребята, ну надо верить в чудеса. И нигде, кроме как в книгах, нельзя научиться сопоставлять чудеса и реальность.

Цикл книг Владимира Торина определенно читать детям (любого возраста)
* Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка запоет над океаном
"Алые паруса" слова и музыка Владимира Ланцберга

марафон лит_рид

Литмаркет