Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 мая 2021 г. 10:37

2K

4 ТРИ ДИВЕРСАНТА

Сериал я не смотрел, мое внимание к прозе Азольского было привлечено положительными отзывами некоторых уважаемых коллег. Прочитав книгу, понимаю, чем было вызвано возмущение ветеранов от трансляции сериала в преддверии годовщины Победы – роман написан с отчетливо антисоветских позиций и, если сериал наследует тексту в этой интонации хоть в половину, - возмущение было вполне ожидаемо. В книге не найти описания великого подвига нашего народа, героических будней фронтовых разведчиков, или даже систематического анализа диверсантского ремесла (хотя всяких тонких штучек предостаточно), - только трэш, только хардкор. Книга посвящена превращению юного героя – романтика коммунистического будущего в циничного убийцу-индивидуалиста. Война показана глазами маленького человека с уникальными навыками лишения других человеков жизни, которого многократно предавали, чью жизнь не ставили и в грош, чьи друзья отнюдь не были ангелами, и чьи руки по локоть в крови, причем не только врагов. Грязь, мерзость, низкие инстинкты, обман, кровь, запредельный цинизм и много черного юмора – вот рецепт Азольского для его книги о Великой Отечественной войне. «...Переждали артналет - сперва наш, потом немецкий, а затем и тот, и другой; эта бестолковщина, давно уже понял я, и есть война». Автор – мизантроп, русофоб (особенно это заметно в образах русских женщин) и антисоветчик, однако, в таланте ему не откажешь – целей своих он добивается умело, перо его уверено, а проблемы, которые он ставит, очерчены ярко черными красками. Плюс ко всему добавлена значительная нота абсурда – проза Азольского эксцентрична и атональна. У меня имеются претензии к автору (Букеровский лауреат, если что, кстати) с точки зрения композиционного и сюжетного решения – в романе о диверсантах я бы все же предпочел наличие некоторого числа диверсионных актов. Это добавило бы брутальности тексту, позволило проследить взросление героя и укрепление боевого братства банды (другого слова не подберешь) фронтовых разведчиков. Фактически же мы становимся свидетелями лишь одного эпохального подвига – битвы за штабной портфель, далее нам предлагается верить на слово, что Ленька участвовал в десятках диверсий и стал опытнейшим мастером: «Когда я зашел в свою комнатенку, то насчитал по крайней мере четырнадцать предметов (бытового назначения), с помощью которых можно отразить атаку взвода автоматчиков». Неоднократно автор упоминает о «Трех мушкетерах», прямо отсылая к произведению Дюма как к отдаленному прототипу своего романа. Юный Ленька, практически как недотепа Д’Артаньян, попадает в опытные руки королевских мушкетеров, которые и делают из него бывалого профессионала. И отправка в тыл врага за секретным штабным портфелем сильно напоминает историю с подвесками королевы. «Настоящий документ, уверял Алеша, добывается не с боем, а втихую, незаметно прочитывается и еще скрытнее водворяется на прежнее место. Я возражал: а не в том ли смысл всего учиненного нами кровопролития, чтобы внушить врагу: да, мы русские, такие глупые... -Сколько же веков можно придуриваться... - вяло возразил Алеша». Война будет закончена героем в Берлине, а затем значительная часть книги будет рассказывать нам о мытарствах героя по бескрайним просторам нашей Родины и подготовке к главной диверсии в его жизни. Взросление героя, между прочим, автор демонстрирует нам через его сложные отношения с женским полом (убивать у Леньки получается гораздо лучше): «От встреч с роковой женщиной Инной Гинзбург я уклонялся, поскольку не постиг значения этого слова, а объяснениям Алеши и Григория Ивановича верить было нельзя, они несли такую похабщину, что хоть уши затыкай». ВЫВОД: «Следует ознакомиться». Неоднозначная книга, вызвавшая немало споров. С позицией автора я в целом не согласен, но отрицать, что книга ему удалась, не буду…