Больше рецензий

16 декабря 2020 г. 14:12

181

3

Книга логически делится на две части. В первой Майринк обозначает в общих чертах оккультную систему своих взглядов. Он замечает, что любое настоящее познание и есть оккультизм (от лат. скрытый, тайный), ведь благодаря ему мы преодолеваем известные нам границы, выходим в неизвестное. Повседневность поверхностна, а то, что за ней, что скрыто – и есть подлинная глубина. Начало нашего пути к ней лежит в тоске по свободе, которая невозможна без понимания сути и законов мироздания, без господства и саморазвития. И это также можно назвать магией.
Майринк также касается некоторых конкретных областей оккультного знания: вспоминает Парацельса, описывает инкубов и суккубов, спиритизм, стихийных элементалей, в том числе говорит и о личном опыте. При этом заметно, что он сознательно уклоняется в темную сторону, так как считает, что именно духи открывают добро и зло, а не Небеса. При этом по большому счету в его понимании объективной реальности вообще не существует, все субъективно, есть лишь то, что воспринимает ищущий (и в этом тоже можно усмотреть гордыню как смертный грех).
Стимулирующие средства (психотехники, наркотики) и воля – вот главные инструменты для пробуждения оккультных способностей. Майринк ссылается на Патанджали, проводит параллель между христианским мистицизмом и раджа йогой, называет хатха йогу и тантру как работающие системы.
Во второй части - Майстер Леонгард. Как я поняла, это художественная иллюстрация всего выше описанного. Сначала мы видим мать (будто бы материя, Дьявол с обезьяньим взглядом и повадками насекомого) и отца (будто бы идея, Бог, умирающий, ждущий от сына ответа) и страдающего человека между ними. А потом человек остается один, ищет, женится. Все это он описывает как странствие в ночи по замкнутому кругу. И совершенно неожиданно дальше, когда казалось бы уже все закольцовывается, появляется Бафомет и рыцари храмовники... Читая все это, ты как будто переходишь границу, которую не хочешь переходить и внутри прорастает суеверный страх.