Больше рецензий

25 ноября 2020 г. 11:22

3K

5 ... а что-то вечно!

"Истори западной философии" Рассела, пожалуй, одна из самых противоречивых книг по теме. Ее рекомендуют в ВУЗах и не принимают всерьез в академических сообществах; на нее ссылаются и в ней указывают на ошибки; ее любят за превосходную интерпретацию и ненавидят за ангажированность с самолюбованием автора. Каких мнений только не звучало на счет сего произведения, но позвольте выразить еще одно. Все-таки оно прекрасно!

Во-первых, что сразу бросается в глаза, это авторский тон: строгий, лаконичный, местами сухой и явно непредвзятый, а где-то с остроумной заковыркой и очень тонким, еле уловимым юмором. Когда Рассел шутит, из-за контраста с серьезностью получается действительно смешно:

но в основном интеллект есть несчастье человека, тогда как инстинкт в своем лучшем проявлении виден у муравьев, пчел и у Бергсона

Сколько бы я не пытался, у меня так и не получилось разглядеть ни надменности, ни каких-либо уничижительных ноток. Действительно, к концу текста можно встретить нечто наподобии:

Что касается меня, то я убежден, что в этом вопросе Джеймс частично прав и уже из-за одного этого достоин занять почетное место среди философов

Но подобные фрагменты единичны и уж точно могут быть умолимы, поскольку "глупость изреченная из уст мудреца неизбежно выше мудрости, звучащей из недр интеллектуальной пропасти". Да простят мне "апелляцию к авторитету", однако думается, что Рассел "вставлял ремарку" без "задней мысли" ;)

Во-вторых, восхищает широта заключений вкупе с блестящей эрудированностью. Автор энциклопедист с колоссальным багажом знаний и что важнее - с умением видеть параллели в многообразии исторических событий.  Гегель бы гордился! Мы получаем не просто поверхностное описание философских концепций, а их взаимопроникновение с социально-экономическими факторами, корелляцией на бытовавший традиционализм в каждом временном отрезке и как следствие - обрисовывание общей, единой картины. Ведь, как можно понять философию людей/времени вне общегосударственного контекста и локальные мировоззрения вне учета факторов вполне обыденных?

В-третьих, Рассел честолюбив и прям. Он смело говорит о тех вещах, кажущихся ему очевидными, размышляет над тем, что должно быть подвергнуто пристальному рассмотрению и не берется за то, в чем не уверен. Это благородная позиция, подкупающая своей искренностью.

Но в любую бочку с медом неизбежно прокрадывается ложка дегтя, хотя на мой вкус она получилась не столь большой. Итак, о минусах:

- Рассел не приводит разъяснений сложных филсофских понятий, что может оттолкнуть интересующихся темой новичков и даже любителей, далеких от филфака с их постоянным бытованием на слуху (к примеру - метафизика, субстанция, дух, диалектика и др.). Дело в том, что данные термины отличаются как в различные временные эпохи, так и от философа к философу, что является одной из претензий при наделении философии качествами науки. Нет единого терминологического аппарата. Таким образом, необходимо либо сидеть со словарем фил. понятий, либо поискать учебник наподобии "Философия" под ред. П.В. Алексеева и А.В. Панина., где, вначале раскрываются сущностные черты дисциплины, а уже после переходить к ее истории.

- Второй минус вытекает частично из первого, а именно не упоминаются важные понятийные тонкости внутри разъясняющихся фил. взглядов. Так, к примеру, не указан Апейрон Анаксимандра, Логос Гераклита, не упомянут случай с молоточками, с которого Пифагор начинает свою философию; гомеомерии Анаксагора и т.п. (описана только их сущность, но не приведено наименование).

- Пропущены многие фамилии, начиная с Зенона (элеата, приблеженного Парменида). Рассел иногда жертвует детальностью в сторону важности, порой субъективной (помним про интерпретацию!)

- Вытекает частично из п. 3 - очень плохо расписана глава про Скептиков и Киников, хотя первые составляли основную конкуренцию стоикам с весьма разгромными доводами. Расселу эти школы показались не столь важными, хотя тот же скептицизм возрождается в философии эмпириков.

- Поскольку я не являюсь интеллектуалом и философом, для меня язык изложения местами оказался весьма труден. Не могу согласиться, что книга написана увлекательно и тем более просто. Подглавы, вроде разъяснения Платоновского "Тэетета" ничуть не проще, чем сам диалог. Разумеется такие книги существуют для изучения, а не праздного пробегания глазами. Польза от прочтения выражается в количестве почерпнутого и отложившегося, а не добавления +1 книги к условному ознакомлению.

Из плюсов также хотелось бы отметить превосходно проллюстрированную античную историю и самое главное - предфилософскую традицию (Вакхический культ, Элевсинские мистерии и Орфизм), без которых  невозможно в полной мере понять онтологию досократиков, Пифагора, Платона и тем более всё христианство со Средними веками. Рассел умело и просто показал принцип античного дедуктивного метода и тот факт, как из него выводится вся христианская схоластика, а глава про того же Гераклита прекрасно иллюстрирует всю философию Марксизма и сразу становится ясно "откуда ноги растут".

В качестве заключения хочется отметить, что этот сборник наглядных исторических параллелей с философского ракурса может стать вашей настольной книгой на пути к базовой эрудиции. Он не лишен недостатков, однако несколько дополнительных условий помогают легко с ними примириться. В первую очередь, на мой взгляд, книга требует некоторой предподготовки и помимо названной мною выше, вводной, было бы кстати добавить "Что все это значит" Т. Нагеля. Это легко введет вас как в терминологическую, так и в понятийную базу, а также отразит наглядно все насущные и сложные фил. проблематики.

Второе, что нужно уяснить (если вы такой же дугодум, как и я), даже азы дисциплины не даются с наскока. Вы регулярно будете путаться в понятиях, забывать фамилии и их достижения, выпускать из виду мировоззренческие детали т.п. Это совершенно нормально. "История западной философии" требует тщательного исследования, пометок на полях, конспектов и хорошо, если удастся перечитать раза эдак 4-5 для более менее надежного закрепления материала. Поверьте, обретенное знание слаще любых прокрастинационных замещений.

И, пожалуй, третье. Упущенные Расселом фамилии можно дополнить такими учебниками, как "История философии" под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая или из знаменитого четырехтомника по истории философии под ред. Реале и Антисери

И помните, что философия, как завещал незабвенный Аристотель - "начинается с удивления!"