Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 сентября 2020 г. 00:49

969

4.5 Тирания слабовиков

И все-таки она хорошая! Русская орфография в моем рейтинге лингвистического научпопа стоит на самой вершине. Но в «Занимательной орфографии» Михаил Викторович превзошел сам себя: в рассчитанной на подростка книге, на каких-то двухстах страницах доходчиво и непринужденно изложить основы фонологии (в изводе Московской фонологической школы)... Потрясающе. Хотя мне, как выученику совсем другой научной парадигмы, читать порой было психологически некомфортно, восхищаться логикой и стилем это ничуть не мешало.

Название книги может ввести в заблуждение, но достаточно прочитать авторское предисловие, чтобы из этого заблуждения выпасть. Она не о правилах орфографии (хотя они могут быть очень занимательными), она о принципах, на которых строится русское письмо.

Не мог Полупшённый понять: зачем рассуждать? Пишется так — и все. Незачем искать основания, почему так, а не по-другому.
Очень часто вещи становятся для нас настолько привычными, что сам вопрос: почему так? — кажется незаконным. Почему металлы при нагревании расширяются? Ишь ты! Почему! А что им делать, сжиматься, что ли?.. Однако и на такие вопросы есть ответы.
И именно наука ищет ответы на многие с первого взгляда пустяковые вопросы.

Вот вроде бы и используется нарочито разговорный стиль, но почему он меня совсем не раздражает — в отличие от творений современных научпоперов? Авторитет имени? Нет, скорее обаяние интеллекта. Когда, скоморошествуя, мне рассказывают байки, я чувствую, что меня держат за дурочку с синдромом дефицита внимания. А вот когда передо мной (на самом деле даже не мной, а перед подростками 80-х годов прошлого века) без натуги и с минимально-неизбежным количеством специальных терминов развертывают довольно сложные концепции — чистый восторг. И заодно объясняют школьникам, что требования их русички «поставить гласную под ударение, а согласную перед гласной», чтобы написать их правильно — не схоластика какая-то, а как раз особенность русской орфографии, в которой «слабовики» — звуки в так называемой слабой позиции — на письме приводят к ошибкам.

Есть, правда, одна загвоздка: слабовики опасны только в начальной (максимум — средней) школе: ну правда, не будет же взрослый человек проверять безударный гласный в в*да, отыскивая однокоренное в’оды. Гораздо большую трудность представляет то, что Панов называет иероглифическим написанием, — проще говоря, те самые «словарные слова», которые нужно просто запомнить, от собаки до периметра. И абсолютно не применим алгоритм Панова к самым заковыристым (и интересным) случаям — вроде того, когда грибы, в зависимости от ситуации, могут оказаться жареными или жаренными. Он такие случаи даже и не упоминает.

Да и пусть. Зато остальное как написано!

Комментарии


Ой ) У меня в детстве была эта книжка! С другой обложкой.


Такая, да? Я тоже ее читала) Просто поленилась менять издание, когда добавляла в прочитанное. И была приятно удивлена, что книжку переиздали в 2004
картинка Inku


Да, именно такая. Читалось как фантастика. При моем ущербном музыкальном слухе различие звуков "У" в слове "кукуруза" - исключительно вопрос веры. )


Любимое развлечение первокурсников на кафедре фонетики - записывать слова, потом разрезать их на отдельные звуки и угадывать, что там было) Даже когда пытаешься произносить четко и медленно, с безударными гласными это чистая лотерея (на первом курсе, потом начинаешь разбираться).


Кошмар ) Не, я иероглифист. )