Больше рецензий

22 мая 2020 г. 11:28

284

4 Обстоятельства судьбы

Первая часть трилогии была написана за десять лет до экранизации. А вот третья и вторая части были новеллизированы уже после выхода фильмов. Тем не менее, даже в новеллизациях чувствуется авторское движение Морелла: например, раскрытие души героев у него более обстоятельное, а вот чисто киношных дуэлей против бронетехники гораздо меньше. Так или иначе, в рецензии оценивать следует именно трилогию Морелла как самобытное и известное произведение.

Первая часть повествует о ветеране Вьетнама, устроившего после собственного задержания за бродяжничество кровавый переполох. В произведении два главных героя: это сам Рэмбо (имя Джона в первой части не упоминается) и противостоящий ему начальник городских полицейских Уилл Тисл. Даже полковник Сэм Траутман скорее является отражением одной из сторон Рэмбо - и представлен более блекло, чем Тисл. Следует отметить, что сам Рэмбо в книге является не загнанной жертвой, а расчетливым и хладнокровным убийцей - и остается таковым до самого конца произведения. Неоднозначной концовки неоднозначного произведения. Даже сам посыл Рэмбо Траутмен раскрывает как ожидание долга от общества и нежелание устраиваться на обычную работу.

Вторая часть все же делает Рэмбо положительным героем, которого судьба впутывает в отрицательное окружение. Судьба является одним из вопросов, которые герой решает в дзэн-буддистском ключе: судьба не имеет значения, как и все остальное - кроме пути, который выстраивает сам человек. К этому утверждению произведение возвращается неоднократно, проверяя героя на прочность. В том числе в сражениях. В том числе против призраков прошлого. Помимо Рэмбо и его противников, автор противопоставляет друг другу и чиновников США: полковника Траутмэна и сотрудника ЦРУ Мэрдока. Противопоставляются и вьетнамцы: связная Коу и офицер лагеря Тай. Каждый из этих людей сам выбрал свой путь в сходных обстоятельствах.

Третья часть оспаривает утверждение о самостоятельности пути человека - противопоставляя дзэн-буддизму ислам душманов. Образ духов является, само собой, противоречивым - наряду с воспеванием свободолюбия указывается о зверствах бородачей и слабой способности договариваться даже друг с другом. При этом в ситуациях, когда все зависит именно от судьбы, попадает не только Рэмбо - но и все герои, не исключая шурави. Наряду с психологизмом, развиваются и боевые сцены: появляются эскадрильи боевых вертолетов и колонны танков с БМП, которым противостоят партизаны, защищающие свои семьи.

Если первая часть линейна (т.е. движется по пути бегства Рэмбо) и является скорее повестью - то вторая и третья часть отличаются многомерностью. Это касается и многообразия героев, и описания их духовного состояния. И спорное даже с точки зрения Рэмбо воспевание Аллаха против зверских безбожников исходит именно из этого усложнения - тем не менее, сам посыл автора сводится именно к духовной многомерности. Предначертание судьбы или выбор человека - вот на этот вопрос предстоит отвечать читателю, переживающему похождения Джона Рэмбо с его призраками прошлого.

Комментарии


И как автор рецензии ответил для себя на вопрос, поставленный автором данного произвеоения? (если, опять же, верить последнему абзацу рецензии)?

В третьей части, в которой "все в руке Аллаха", конечно, в отличие от второй части, и обстоятельства складываются в пользу противников Рэмбо. Поэтому, конечно, и книга, и жизнь в целом показывают, что человек постоянно оказывается в плену обстоятельств - но в этих рамках он может вести себя как угодно. Более того, он может эти обстоятельства проверить на прочность - вдруг жизнь где-то допустила секретное послабление. В общем, всегда есть свободный путь