Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 января 2020 г. 18:44

206

3.5 «Одинокий волк» возвращается в «логово».

На сей раз книга и фильм полностью соответствуют друг другу. Вторая часть похождений Джона Рэмбо заводит его в глухие джунгли Вьетнама и заставит вновь вспомнить старые раны, а заодно и отомстить своим старым обидчикам. Интересно, что первая книга явно заканчивается смертью главного героя. Однако издавая её в 1972 году, автор, похоже, не ожидал, будто спустя десять лет роман экранизируют и уж тем более – фильм получит колоссальный успех. Это и заставит Дэида Моррелла вновь взяться за перо. Это, а ещё Сильвестр Сталлоне – вот уж действительно человек с характером.

Первоначальный сценарий к «Рэмбо 2» писал известный режиссёр и сценарист Стивен Спилберг. И видимо герой в нём был такой же человечный и психологически сильный, как и в первой части. Помните в чём основное расхождение первого романа от его экранизации? Однако в дело вмешался Сильвестр Сталлоне и значительно переделал своего героя. За что даже получил благодарность от Ричарда Никсона «за хорошо переданный образ идеального американского солдата». Успех и этой картины (несмотря на «Золотую малину») заставил американского писателя Дэвида Моррелла – автора оригинальной истории для первой части – перейти к новеллизации в одноимённой книге, а значит – и возродить своего книжного Джона Рэмбо.

Так что в данном случае книга написана на основе фильма. Может быть поэтому они так схожи. Нет, это не идентичные произведения, и в ряде незначительных моментов сюжеты несколько расходятся. И сцены перестрелок, занимающие порой по нескольку десятков страниц!, не выглядят примитивно, подобно другим книгам серии «Бестселлеры Голливуда». Автор детально передаёт некоторые технические моменты. Например – в сцене с луком Рэмбо и его пластиковыми стрелами или армейским ножом спецназа. В этом Д. Моррелл – настоящий мастер. Однако они не затягивают так сильно, как хотелось бы, и после просмотра киноленты порой просто просматривал подобные моменты.

Не совсем удачным мне показалась и передача идеи с увлечением Джоном философии дзэн-буддизма. Все эти: «смерть – ничто» и «мы не существуем, поскольку и так давно уже умерли», «существует лишь карма и мировой дух, мы – лишь песчинки» совсем не ассоциируются с образом самого Рэмбо: «Те места, которые кажутся тебе адом, он называет своим домом!». Не смог Дэвид Моррелл проникнуть в самую суть учения и понять его, передавая на листы бумаги лишь его вульгарное поверхностное понимание. Хотя на увлечении своего героя буддизмом автор и попытался устроить весь сюжет и судьбу Рэмбо.

Связь сюжета с первой частью по мнению Дэвида Моррелла должна была усилить драматизм происходящему. Именно поэтому в книге так много флэшбэков к первоначальной истории. Немаловажное значение придавалось и лично й драме героя, всё же он возвращается во Вьетнам, тот лагерь, в котором он провёл ужасные полгода плена, к сержанту Таю, которому обещал отомстить. Однако всё это больше кажется повторением, ведь и так уже очень хорошо было раскрыто в первой части. Поэтому для тех, кто с ней знаком, подобные приёмы больше покажутся попыткой автора сыграть уже сыгранными картами.

Это как раз тот случай, когда первая часть – лучше продолжения. И если в похождениях Джона Рэмбо в американском городе Мэдисон, штат Кентуки хорошо переданы его страдания посттравматическим стрессом, в в целом роману характерен психологизм, то вторая часть – просто брутальный боевик с более чем сотней жертв, под который, тем не менее, также приятно провести время, но не более того.