Больше рецензий

Anthropos

Эксперт

Человек в пальто, смотритель луж

5 января 2020 г. 19:13

4K

2.5 Скучная безнадежность

-10°С. Люди куда-то спешат. Каждый день. Работа ради никчемного выживания.
Герой книги, студент-медик, по спецзаданию от своего куратора приезжает в дальнюю деревушку в гористой австрийской местности. Вы, читатель, наверное, сейчас представили румяных горцев на фоне альпийских пейзажей, которые пасут упитанных коров на зеленых лугах и радуются жизни? Зря. Местность уныла до невозможности, а время года – стужа. Можете представить ничем не примечательный, более того унылый горный пейзаж? Мне сложно. Но если будете читать книгу, Бернхард Вас заставит. Его местность сводит с ума монотонностью и унылостью. И люди ей под стать, чахлые дети, туберкулезные взрослые, у какждого второго половозрелого – сифилис, к докторам не ходят, так как не видят смысла. Есть рабочие, строящие электростанцию, работают почти без выходных, днем и ночью по колено в ледяной воде, зарабатывают гроши для проживания, в редкие минуты свободного времени пьют и блудят. И крестьяне, и рабочие часто с работы отправляются сразу на кладбище. Автор как бы говорит нам, вот она деревенская идиллия, холодная и безнадежная, наслаждайтесь.

-20°С. Одиночество. Отчаявшийся художник больше не пишет и не получает писем, его удел – газеты.
Герой-рассказчик приезжает, чтобы провести наблюдения за стариком, бывшим художником. У его брата, успешного врача, есть подозрения, что с ним не все в порядке. И вот читатель открывает книгу про холод, а находит очень-очень много одиночества. Одиночества человека, который с детства был чужим в семье, за всю жизнь не нашел ни одного друга, никакой любви. И он живет постоянно в плохой гостинице только потому, что ему больше некуда идти. Автор словами старика последовательно убивает все возможные надежды читателя: ничего нет в мире кроме крайнего пессимизма, желчного отчаянья, крайней социопатии с немощной ненавистью. Читатель скажет: «Стойте, стойте, это старик такой, зачем экстрополировать на меня». А зачем, вы читатель, взяли в руки эту книгу, в которой 450 страниц из 500 заполнены размышлениями старика на тему вечного одиночества и невозможности существовать иначе? Прочитали, значит согласны, автор вас убедил или как?

-30°С. Сумасшествие. Безумный старик в лесу «трудит все тот же замкнутый маршрут».
День за днем. Ходить, чтобы не сидеть на месте. А затем сидеть на месте, чтобы не ходить. В печальном лесу идти вдоль горного ручья, в котором течет кровь. Смотреть на буйство пожара, в котором люди сгорают заживо. Сесть отдохнуть на пенек и почти замерзнуть. Вот и все разнообразие мира старого человека. Хотя он даже не престарелый, просто в возрасте. Но это неважно. Для него нет исхода из этой деревни, но главное - от самого себя. Его мир всегда был серым, так имеет ли значение, что у него постепенно "едет крыша", если зачинающееся сумасшествие такое же серое, как его жизнь, и выглядит абсолютно также. И имеет ли смысл упоминать, что молодой герой-рассказчик тоже заражается безумием, если его жизнь тоже сера и не имеет смысла. Здоров, безумен, все неважно, если нет никакой мотивации, нет смысла жизни.

-40°С. Самоубийство. С собой в книге никто не кончает, природа, условия жизни и труда, а также другие люди неплохо справляются за героев.
Старик много лет вынашивает навязчивую идею – прекратить свою жизнь своими же руками. И не решается. Страх смерти сильнее. И судя по тому, что за столько десятилетий не решился, уже и не сделает, так и доживет до естественной смерти или несчастного случая. Но ведь есть еще молодой герой-студент, у него все впереди, он только начинает задумываться о никчемности существования. Автор нам дает смутную надежду, что этот окажется не столь слабохарактерным. И сделает то, что нужно.

-50°С. Скука. Читатель книги может устать, почувствовать себя брошенным с этим произведением, сойти с ума от однообразия рассуждений, но точно не получит ни грамма удовольствия, не найдет ни одной интересной мысли.
Вот что автор со мной сделал? Заставил меня посчитать скуку более вымораживающей, чем сумасшествие или самоубийство. А все потому, что автор – занудное абсолютно безэмоциональное чудовище. Читая мою рецензию, у вас может сложиться мнение, что в книге есть сюжет. Но это не так, редкие вставки сюжета лишь скрепляют между собой ужасающе длинные монологи все о том же: человеческой гнили, одиночестве, безнадежности. Автор, называя книгу романом, смеется над доверчивым читателем. Это скорее публицистика. Литература знает такие произведения, где очень много разговоров, и мало сюжета. Но как правило эти разговоры/монологи изящны и несут интересные мысли. Но нет, Бернхард далеко не Манн, не Гессе, не Сартр и другие гении, вкладывающие философские рассуждения в уста героев. Его монологи скучны, однообразны и все до одного вторичны. Лично я не смог найти ни одной сколь-либо свежей мысли. К тому же мрачность рассуждений весьма пресна, в ней также нет стремления декадентской литературы 19-20 веков, призванного шокировать, удивить или вызвать еще какие-либо эмоции у читателя. Я не могу ни поверить автору, ни поспорить с ним. Мне скучно, я дочитал книгу до конца только из надежды найти хоть что-нибудь интересное, но так и не нашел. Кто-то из рецензентов заметил, что книга для желающих покончить с собой. Я не соглашусь. Человек в депрессии, одержимый мыслями об отсутствии смысла существования, может легко дойти самостоятельно до каждой из высказанных в книге мыслей. А человек с адекватным отношением к жизни, попросту не найдет чего-либо ценного.

Книга получилась максимально сухая, холодная и скучная. Интерес представляют разве что реалистические зарисовки жизни сельской глубинки, но их не так уж много. Никому не рекомендую, не тратьте, подобно мне, на это время.

Долгая прогулка 2020. Январь. Команда «Какой-то плацкарт»

Комментарии


чахлые дети, туберкулезные взрослые, у какждого второго половозрелого – сифилис

И вот к деревушке подъезжает туристический автобус. Гид вещает:
-- Мы прибываем в типичную альпийскую деревушку N. Прошу обратить внимание, что половина населения болеет туберкулёзом и половина сифилисом...
Турист толкает локтем соседа:
-- Слыхал? Е#ём тех, кто кашляет.


У Вас на каждый случай анекдот имеется в памяти, поразительно!


Причём, все анекдоты старые. Новых нет: утеряна технология их производства :)


Читал однажды фантастический рассказ. В нем один исследователь задумался о природе анекдотов, мол нет у них авторов, странно это. Стал копаться и докопался до того, что оказывается анекдоты - это инструмент инопланетян, иной разум с их помощью отслеживает наши поведенческие реакции. А еще он понял одну мысль, что как только люди узнают о такой роли анекдотов, инопланетяне естественно прекратят их использовать. И больше не появится ни одного нового анекдота.


Мне кажется, когда-то давно я тоже читал эту историю :)
Не помню, чья она... может, кто-нибудь из лайвлибовцев подскажет? Мне не однажды помогали здесь.


Я не подскажу точно. Я даже где читал ее не помню, то ли какой-то сборник фантастики разных авторов, то ли в каком-то журнале. Точно не в книге определенного автора.