Больше рецензий

Langley

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 декабря 2019 г. 05:17

209

0 Романтический импрессионизм. Новая литература

Вначале, общее впечатление, ибо оно и только оно есть критерий для обычного, рядового читателя: нравится - не нравится. Разбор произведения "по косточкам" - пища, лакомый кусочек для критиков, для литературоведов. Не будем томить, скажем прямо: мы имеем дело с мастером слова, блестяще им владеющим. Столь же блестяще автор владеет ритмом "маленького романа", он меняет его по мере необходимости, и этому не научишь ни в каком институте. Поверьте, это не менее важно, нежели искусство планирования, построения и развития сюжета.
Мне показалось, да, собственно, так и есть, наверное, что повествование отчасти навеяно личным жизненным опытом, переживаниями, думами, сомнениями автора. Иначе и быть не может, вернее, не должно, - тогда вместо "Ведьминой горы" перед нами бы обнаружилось нечто вроде канцелярского манускрипта. Невозможно себе представить хорошую книгу, в которой не нашлось бы места для оригинального взгляда автора на то, что происходит вокруг: с ним, со страной, с близкими и знакомыми людьми, без глубоко личного, выставленного напоказ. Да. Именно тем и отличается классическая литература от ремесла окололитературных поделок. А как бы вы хотели? Без "личного" - нет и литературы, оставляющей след в вечности.
Погружение в мир "личного", в данном контексте, в мир снов, иллюзий, и в мир реальный - это суть, красная нить романа. Следить за жизненными перипетиями героини нелегко, это не чтиво в купе вагона или на пляже, дабы убить время, каждая из прочитанных страниц невольно заставляет обращаться и к собственному опыту, и жизненным же коллизиям. Вполне естественно, что результатом становится сопереживание, без чего чтение книг лишено и удовольствия, и смысла.
Автору удается держать читателя в напряжении не хитрыми "детективными" ходами, а философским осмыслением того, что называется жизнью, того, что меняется у тебя на глазах ежеминутно, ежесекундно. Того, что ставит нас перед выбором. Того, что мы выбираем. Это - дороги, которые вынужден выбирать каждый из нас, проснувшись поутру.
Литератор, приступая к новой книге, тоже намечает и торит для себя путь. Марк Котлярский предпочитает малоисследованные тропы. Его метод сродни тому, что в изобразительном искусстве принято именовать импрессионизмом, искусством создания впечатления от реального мира, слепком внешнего мира в сознании человека - во всем его многообразии и красочности, в столкновении романтической поэзии и жесткой реальности.