Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 ноября 2019 г. 18:09

6K

4 Под молотом неверного позиционирования

Главная проблема этой книги — она совершенно неверно позиционирована. Читатель, открывая её, ожидает увидеть раскалённые клещи, и куда их надо вставлять потенциальной ведьме, а получает... вполне себе стандартный трактат раннего возрождения, посвященный теологическим вопросам.
Не знаю, насколько жирным троллем был человек, который писал эти аннотации к Молоту ведьм. «Самая страшная книга человечества», «Пособие по пыткам», «Бесчеловечность, написанная на бумаге с пугающей откровенностью» — возможно, что этот человек даже в руки не брал данную книгу. Написать подобную ахинею в аннотации после прочтения положительно невозможно. Разумеется, читатель ориентирующийся только на аннотации, открывает книгу, и его ждёт жесточайшая фрустрация.

Чего тут нету и что есть
Вы не найдете в этой книге прикладных вопросов по пыткам, которыми нас завлекает аннотация. А что же вы в ней найдёте? Вопросы, которые казались авторам неизмеримо более важными, чем ерунда с щипцами. Вопросы относительно теоретического обоснования ереси, и подвида ереси — ведьмовства.
Если мы считаем, что даже волос не может упасть с человеческой головы без воли Божьей, то как же это сочетается с тезисом существования каких-то потусторонних сил, действующих против божьей воли? Этот вопрос для теологии был чрезвычайно важным, и этот же вопрос фактически в одиночку долгое время закрывал все дискуссии по ведьмовству. Сама вера в потусторонние силы считалась ересью! Теологии средневековья категорически отказывались от тезиса, что Бог всемогущ, но вот он вышел покурить, и в это время в мире расплодились какие-то злокозненные силы, действующие против воли бога. За чересчур горячее отстаивание такой позиции можно было самому схлопотать обвинение в ереси, с известными последствиями. Конфликт ортодоксии (учения о вере) и ортопраксии (практикой веры) окончательно наметился в раннем ренессансе, и эта книга есть ни что иное как теоретический залп касательно вопросов ведьмовства — обоснование вопросов наличия злых колдовских сил в мире так, чтоб это не было хулой Всемогущего Бога. Т.е. не влекло за собой обвинений в ереси. Именно на данному субстрате (а не на практике пыток) данная книга и построена.

Первый вопрос
Первым вопросом, которым задаются авторы, является самый что ни на есть теоретический вопрос — как же колдовство возможно в мире, где даже пылинка не сдвинется без Воли Божьей? Авторы выводят здесь свою знаменитую формулу колдовства:
1. Злая воля человека. Господь дал людям свободу воли, в т.ч. и волю творить зло. Никакое колдовство невозможно без свободной воли человека, желающей зла. Это первое и самое главное условие колдовства. И именно это условие позволяет установить нам виновного в колдовстве (я специально не разделяю понятия «колдовство» и «ведьмовство», и понимаю, что сейчас допускаю безграмотную вещь — надеюсь, теологи и медиевисты меня простят) здесь, на земле;
2. Договор с дьяволом. Никакая свободная воля одного человека не может создать колдовство — для этого необходим союз человека с Врагом Человечества — Дьяволом. Именно из этого союза злая воля человека и злая воля дьявола позволяет создать то, что мы бы назвали «колдовской силой»;
3. Божье попущение. Поскольку и воля человека, и воля дьявола ничто в сравнении с силой Бога, то для колдовства необходим третий фактор — божье попущение колдовству. Ясное дело, что если Бог захочет, то никакого колдовства не будет, и никакой злой волей человека и дьявола это не перебороть. Следовательно, для колдовства нужно временно попущение Бога воле человека, которую сам Бог и сделал свободной.
Данные три пункта и являются исчерпывающим теологическим обоснованием возможности колдовства. Без этого никакой инквизиции как более-менее чёткого института (впрочем, чётким институтом инквизиция так и не стала — это отдельный и сложный разговор) быть в принципе не может, ибо любой инквизитор, уверяющий что имело место колдовство, сам мог бы легко оказаться на скамье подсудимых, с резонным вопросом — а не ересь ли несёт данный господин? Ни хула ли это на Бога — допускать наличие каких-то «противобожественных» сил в мире, созданном Богом?

Второй вопрос
Вторым важным вопросом, на который пытается ответить данное сочинение, является логическое следствие из первого вопроса — как же определить виновного? Ясно что п.1. для этого не годится, равно как и п.3.; свобода воли человека и свобода воли Бога это то, к чему доступ другому человеку закрыт. Остаётся п.2. — договор с дьяволом. Именно благодаря этому пункту можно попытаться определить виновного — ибо дьявол враг всего рода человеческого, в т.ч. и того, с кем он заключил свой договор. Это ещё один немаловажный раздел в данной книге

Третий вопрос
Типизация злодейства, которое может совершать злая воля человека в договоре с дьяволом. Данный факт абсолютно принципиален с юридической точки зрения — ибо даёт нам возможность установить сам факт наличия лиц, действия которых можно квалифицировать как «ересь» (а не ведьмовство! Об этом чуть позже).

Четвертый и последующие вопросы
Юридическая практика является чрезвычайно важным вопросом — как именно надо вести дело именно с юридической точки зрения, чтоб не нарушать ни светских законов, ни самому не впасть в ересь? Это посвящена вся третья часть книги. Поскольку сама книга построена как FAQ — ответы на часто задаваемые вопросы, данными четырьмя крупными пунктами тема не исчерпывается, и читатель может вынести еще много ценной информации относительно религиозного сознания и юридической практики XV века.

Мифы инквизиции
Этот раздел мог бы превратиться в отдельную книгу. Не ставя своей целью максимально подробно расписывать эту тему — всё-таки кое-какие моменты для цельного понимания я осветить должен.
Миф 1. Инквизиция занималась вопросами дознания ведьмовства.
Конечно, это не так — инквизиция (инквизитор это всего лишь «дознаватель», ничего больше) не особо интересовалась вопросами ведьмовства. Просто потому, что если каждую бабку, которая сушит травки и продаёт их от боли в животе за десяток яиц судить — никаких костров не хватит. Инквизиция занималась именно вопросами «ереси», т.е. сознательного отступничества от церкви. Поэтому: а) далеко не все ведьмы оказывались на костре; б) далеко не все, оказывавшиеся на костре, были ведьмами. Кстати, это же касается вопроса, что судили только женщин — это далеко не так. Есть данные, что гомосексуалистов сожгли едва ли не больше чем ведьм — их поведение воспринималось как вполне себе еретическое, а с доказательной базой здесь было гораздо лучше, чем с шабашами да полетами на метлах.
Миф 2. Инквизицией занималась церковь.
Это тоже неправда — инквизиторами могли быть и вполне себе светские лица. Более того — это и были вполне себе светские гастролёры, перемещавшиеся из одной местности в другую, и занимавшиеся «поисками» ведьм. Искать был и экономический интерес — имущество ведьмы доставалось как местным властям, так и инквизитору, вовремя «выявившему» врага рода человеческого на чистую воду, и спасшего всю деревню. Из этого и формируется образ «ведьмы» того периода — пожилая женщина, обеспеченная, вдова, без детей. Почему вдова и без детей? Да потому что её некому защитить. Когда у тебя пяток здоровых сыновей и 20-ка внуков, и все ждут твоего наследства — прежде всего твои же родственники не позволят какому-то заезжему типу испоганить всю схему, и оставить родственников ни с чем. Разумеется, бывало всякое — все-таки психические отклонения вещь нередкая, и многие женщины сами могли свидетельствовать на себя всё что угодно, бывали случаи и сознательных оговоров, бывали случаи и массовых психозов, бывали случаи и вполне себе политической борьбы. Много чего было за долгие годы. Но сам базовый принцип все-таки просматривается достаточно чётко.
Миф 3. Приговоры выносил церковный суд
Конечно, это не так — местные лендлорды очень трепетно следили за своими правами, и никаким попам казнить их крестьян, конечно же, не позволялось. Инквизиторы сами могли быть и вполне себе светскими представителями, и суды были, как правило, вполне светскими. Правда здесь уже большой вопрос — как бы выглядел светский судья, оправдавший человека, который сам на себя заявил, что «заключил договор с дьяволом». Поэтому особой разницы чей суд особо то и не было. Но попы с кадилами, которые десятками тысяч жгли людей — это тоже миф. Учитывая, что в те времена и светские суды совершенно не церемонились, и казнили налево и направо по вполне себе обычным преступлениям, вроде краж, убийств, грабежей и пр. — это была абсолютно стандартная ситуация.
Миф 4. Сожгли миллионы/миллиарды/секстильоны жертв.
Тут три мифа — во-первых не всегда сжигали. Во-вторых — даже не всегда и казнили. Поскольку судили за ересь, и если человек деятельно раскаивался — наказание могло быть и по линии духовника: епитимья, чтение молитв и пр. (напомню про Галилея — его судили именно по обвинению в ереси. И инициатором был не кто-то, а сам Папа Римский. И что? Галилей отрёкся, и остаток своих дней дожил... нет, не в тюрьме, а на вилле своего друга-архиепископа. Да, к нему не пускали друзей и цензурировали его книги (страшное наказание), плюс он должен был читать молитвы — но за него эту функцию выполняла его дочь. Напомню, что здесь обвинение в ереси инициировал сам Папа Римский. И?) В-третьих, конечно, жертвы очень завышены. Да, по Европе горели тысячи, десятки тысяч костров. Но не сотни и не миллионы. Чрезвычайно много было проходимцев, чрезвычайно много было самосудов, но если мы начинаем смотреть сухо по судебной статистике — получается много, но не много-много-много.
Миф 5. В России инквизиции не было.
И да, и нет. Централизованной инквизиции не было — но так её и в Европе особенно то и не было. Разовые акции, конечно, были. И здесь и главную положительную, и главную отрицательную роль сыграл Пётр I. В кодексе торгового мореплавания, который Пётр взял у голландцев, было наказание за колдовство — фактически получается, что наказание за колдовство появилось в российской юридической практике при Петре. С другой стороны — как только падучие истерички начали свои любимые выкликания, Пётр сразу же предложил рецепт — бить их палками. И если после некоторого количества удара палок женщина продолжает голосить — да, это явно что-то нечеловеческое. А если успокоилась — значит всё хорошо. Таким образом именно Пётр принёс эту заразу в Россию, но он и не дал ей распространиться и стать бедствием. Известны сотни случаев казней в России, которые бы мы назвали «инквизиционными» — но не тысячи. А на фоне обычных светских казней, типа убийств, воровства, разбоя и пр. — эти сотни просто теряются.

Итого: эта книга абсолютно блестящий памятник теологической и правовой науки относительно вопросов ереси и ведьмовства, как подраздела ереси. Если вы собираетесь её читать с этими целями — читайте. Если ожидаете прочитать там про пытки — не надо. Разочаруетесь. Очень хорошая книга, у которой совершенно неверное позиционирование.

Комментарии


Пётр Первый, конечно, был тот ещё фрукт, но мне кажется, что не стоит забывать и о Никоновском расколе: о наказаниях сожжением на костре, о том, что делали с обитателями Соловецкого монастыря и т. д.


Соглашусь. Нам сейчас многое кажется жестоким - на самом же деле это абсолютно стандартная вещь для прошлого. Категории морали они пластичны. Поэтому многие вещи, которые нам сейчас кажутся дикими - тогда были частью повседневности.


А мне дикими кажутся некоторые сегодняшние проявления повседневности. Например, наш сегодняшний суд, гуманный и справедливый, выносит оправдательные приговоры во много раз реже, чем суд инквизиции Торквемады. Спасибо, хоть на кострах приговорённых вроде бы не жгут. Однако не уверен, что пожизненный срок так уж сильно отличается по сути от сожжения на костре.
А книга скучнейшая. Когда-то она была важна, но сегодня всё это абсолютно пустое. Читать её имеет смысл разве что медиевистам :)


Ну это тоже передергивание, если честно. В те времена нормальным было что обвинитель, главный свидетель, судья и пострадавший это одно лицо - разумеется, суды высшей инстанции такие приговоры отменяли. Т.е. правовой механизм был очень уж несовершенным. Сейчас правовой механизм работает значительно корректнее. Я не защищаю наши обвинительные приговоры - но правды здесь все-таки некоторая доля. Хотя она, конечно, есть.
А про то что книга скучная - ну это узкоспециализированная религиозно-правовая литература XV века - скажите, она должна быть веселая, с увлекательным сюжетом и яркими характерами? Это живой памятник эпохе - именно этим он и интересен.


Может, я какой-то странный, но мне книги медиевистов нравятся. По-моему, интересно.


Всё верно. Если что-то интересно, надо и книги соответствующие читать. Вы медиевист в душе́ :)
А я в душе скорее палеоантрополог :)


По этому вопросу, наверняка, интересна конфесионная специфика - чем суды над ведьмами в католических странах отличались от таких же судов в протестантских? Или особой разницы не было?


Есть, и она достаточно интересна - сильнее всего инквизиция поразила именно протестантские регионы. Лютеране и кальвинисты здесь как-раз очень выделяются.
Я связываю это с тем, что в католической системе существовала мощная властная вертикаль, которая позволяла "не терять берега" инквизиторам, а вот у протестантов такой системы не были, и светские власти подчас вынуждены были идти на поводу у религиозных представлений паствы.
Плюс и теоретические вопросы - Лютер лично видел черта, и даже кидал в него (только не помню чем - книгой, вроде). Т.е. для протестанта "нечисть" была абсолютно внутри доктрины - католики же здесь придерживались более жёсткой позиции: Мы плюс Бог всегда большинство - и никакая нечисть ничего не может сделать человека.


Тогда ведь совсем интересно: протестанты - больший рационализм в бизнесе и экономике (см. протестантская этика М. Вебера) при тенденции к мистицизму и дуализму (божественно- дьявольскому) в религии; католики - меньший реализм в экономике, проявляемый меньшим интересом к предпринимательству (пример Испании) при реализме сбалансированного контроля за активностью инквизиции.


Думаю там все-таки значительно сложнее логика - но в целом да.
Правда у протестантов их бизнес лежит не в предпринимательской, а опять же в религиозной плоскости - деньги не как "награда" Бога, которая не нужна, ибо награда ждет нас на небе, а деньги как "инструмент", который Бог дал человеку, чтобы сделать мир вокруг него лучше. Т.е. деньги для протестанта это "миссия" и "испытание" Бога, но никак не самоцель. В этом смысле протестантское предпринимательство это прямое следствие религии именно в теологическом, а не в социальном аспекте. Но да, протестанты значительно горячее относятся к своей религии, куда больше чем католики и православные. Это и мой личный опыт подтверждает - протестанты бегут тыкать тебе в нос Библию, а католики и православные с кривой улыбкой скорее махнут рукой. И здесь намечается следующая аналогия - а не потому ли протестанты активнее в религии и бизнесе, потому как для них это одно и тоже? :-)


Да, и не скатывание ли это у протестантов из деньги как инструмент и испытание от Бога, в деньги как золотой телец, который Бога замещает, причём замещение это происходит максимально трагически - в подсознании?
---
Тут ещё один интересный аспект - не произошло ли охлаждение религиозной веры в европейском обществе из- за культурной революции шестидесятых, а она в свою очередь вызвана была необходимостью и горячим желанием победить Советы идеологически? Культура постмодерна (с его феминизмом и прочими меньшинственными радостями) заглушает католическую и протестантскую веру с тем же энтузиазмом, как и союзы богоборцев у нас глушили православие в тридцатые годы, только утончённее, без воронков...
[Но тут я уже, конечно, очень сильно отошёл от рецензируемой Вами книги.]


Да, и не скатывание ли это у протестантов из деньги как инструмент и испытание от Бога, в деньги как золотой телец, который Бога замещает, причём замещение это происходит максимально трагически - в подсознании?

Ну так это абсолютно естественный процесс - иначе и быть не могло.
***
По охлаждению веры - оно происходит постоянно. Итальянцы намного более скептически относятся к Папе Римскому, чем поляки. Ответ простой - слишком долго грязное бельё Ватикана сушилось на глазах Рима. И если поляк может действительно верить в какую-то божественность папы - то итальянец здесь скорее похихикает.
Крах института религии, равно как и крах других институтов - возраста, семьи и пр. - это абсолютно нормальная вещь. Старые клетки умираю, новые - нарастают.
Что культурная революция 60-х это желание победить советы - я, наверное, не соглашусь. Это естественная реакция на устаревший тип общества. Надстройка изменилась под базис. Собственно, и в результате этого изменения советы не выжили.


При жизни в таком базисе возникнут вопросы - 1) жизнеспособно ли будет человечество без институтов церкви, семьи и религии, 2) нужно ли будет такое человечество самое себе, 3) будет ли отмирать институт религии только у представителей христианства (кстати, возникает опять антагонизм восточного христианства- православия и западного - католицизма и протестантизма, ибо православие, как показывает опыт борьбы с советским безбожием, настроено более эффективно на борьбу с тенденцией отмирания института религии), либо численно превосходящие ныне мусульмане, буддисты, индуисты и т. п. воспротивятся... и что тогда?


Ну на эти вопросы ответы есть:
1. Институты меняются. Уже сейчас институт семьи совсем не тот, что был 200 лет назад. В каком-то виде они останутся - но, думаю, их уже никто не узнает;
2. Это аксиология - вопрос ценностный. Как на него ответить? Да никак;
3. Голливуд и идеология светского атеизма (и это моё глубокое убеждение) растлит ислам и буддизм не менее быстро и эффективно, чем это было сделано с христианством. Просто более совершенная система сожрет менее совершенную - как капитализм съел феодализм.


Лютер лично видел черта, и даже кидал в него (только не помню чем - книгой, вроде)

Чернильницей, кажется.

Голливуд и идеология светского атеизма растлит ислам и буддизм не менее быстро и эффективно, чем это было сделано с христианством.

Интересный вопрос. Отчасти я с вами согласен - знаю мусульман, которые и выпивают, и курят, и не только. С другой стороны... я знаю людей, которые пришли в православие из этого мира с Голливудом и светским атеизмом, потому что им чего-то не хватало. И не все из этих людей - неудачники, которые ударились в религию, потому что в жизни у них ничего не получается. Как-то так. То есть, тенденция к полной секуляризации есть. Но частные исключения из неё тоже есть.


Одно неоспоримо - мы сейчас в очень бурном процессе. И корни его, отчасти, проистекают и из прошлого.


В мемориз! На фоне всяких "средневековые дебилы", "науки не была, ВСЕВЫВРЕТИ", "миллиард сожженных лично Яковом и Генрихом" ("Лезвие бритвы" тому немало поспособствовало) ваш отзыв - глоток чистого воздуха адекватности.


Тоже себе сохранила. Читаю и наслаждаюсь!)


Спасибо. Мне правда приятно. :-)


"В кодексе торгового мореплавания, который Пётр взял у голландцев, было наказание за колдовство" - здесь какая-то путаница. Наказание сожжением за колдовство предусматривает "Артикул воинский" Петра Великого (1716 г.), ориентированный в основном на шведский и имперский (габсбургский) воинские уставы. Голландцы не виноваты:)