Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

11 ноября 2019 г. 09:10

1K

4

Сразу раскрою тайну: нет, я бы не убила толстяка.

Книга Дэвида Эдмондса с интригующим и немного эпатажным названием (ага, именно из-за него я добавила книгу в виш) оказалась лёгким научпопом о проблемах современной философии. Удивительно, но автору удалось главное: разжевать тему до такой степени, чтобы всё было понятно даже мне, абсолютному профану.

Если кратко, суть в следующем: считаете ли вы допустимым пожертвовать жизнью одного человека ради спасения жизней нескольких человек? Переводя с языка отвлеченного кейса на язык нравственности и морали: можно ли пожертвовать благом меньшинства ради блага большинства? Казалось бы, у такой постановки вопроса должна быть долгая история, но впервые проблема была сформулирована только в середине прошлого века английским философом Филиппой Фут и названа задачей о вагонетке. Впоследствии она развилась в целое отдельное направление «вагонеткология». Различные мыслители разрабатывали проблему, озвученную Фут, другие мыслители ее критиковали, а в споре, как известно, рождается истина. Но не только в случае с толстяком и вагонеткой!)))

Ваш ответ на вопрос, вынесенный в название книги, зависит от того, являетесь вы утилитаристом или деонтологом. В первом случае ответ будет положительным, так как для утилитаризма счастье большинства важнее счастья меньшинства. Утилитарная философия утверждает, что в любой ситуации надо стремиться к максимальному счастью максимального количества людей, таким образом, ответ на задачу, в которой жизнь одного противопоставляется жизни пятерых, очевиден. Для деонтологов же всё не так просто, так как на сцену выходит вопрос нравственности. Допустимо ли пожертвовать жизнью одного человека ради сколь угодно большого количества жизней? Должны ли мы в своём выборе руководствоваться исключительно практическими соображениями? Или же в жизни возможны различные варианты? И если, исходя из категорий разума, очевидно, что жизнь пятерых привязанных к рельсам в пять раз значительнее жизни одного толстяка, то почему мы чувствуем, что столкнуть его все же было бы неправильно?

Эдмондс очень интересно рассказывает о разнообразных научных областях, которые так или иначе затрагивают "вагонеткологию": это и нейробиология, и юриспруденция, и медицина, и военное дело. Также он описывает различные ситуации из жизни, в которых явно решалась задача о вагонетке. Как я уже говорила, язык у автора легкий, понятный, он легко и просто объясняет суть самых заковыристых философских теорий, делая их интересными обывателю. В общем и целом, книга мне понравилась.

А вы бы убили толстяка? Особенно если бы (по меткому замечанию моего мужа) он упирался?

В рамках Крестики-нолики по последнему глоточку с Rita389

Комментарии


Мне кажется, вопрос еще в том,придется ли лично убивать или просто дать "ок" кому-то.Своими руками большинство не сможет, как мне кажется


Я тоже так думаю. У Эдмондса об этом тоже говорится. Одно дело молчаливое согласие, а участие - совершенно другое. Хотя на этом строятся все кровавые режимы - большинство думает, но я-то тут ни при чем


Сейчас много дискуссий идет на тему, как программировать беспилотные машины, когда речь о моральном выборе, в результате которого и так, и так смертельный исход, что очень созвучно с Эдмондсом. Журнал Nature провел масштабный опрос пользователей по всему миру и выяснил, что приоритеты разнятся от региона к региону в зависимости от культурного кода, демографии и других факторов. Вот тут график, посмотри, если интересно. А вот здесь сам тест: http://moralmachine.mit.edu/

А так вспоминается старый советский анекдот. Экзамен в грузинской автошколе, инструктор спрашивает у ученика:
- Едешь ты по горной дороге, справа стена, слева обрыв, и тут вдруг перед тобой на дорогу выскакивают две женщины, молодая и старая. Кого давить будешь?
- Старую, конечно!
- Не сдал, сынок. Тормоз давить надо!


Сложная дилемма.

Постараемся успеть глотнуть ещё два раза.


Вы так и не поняли один из главных посылов книги - важное намерение - что вы хотите сделать, поэтому автрр и начинает с Фомы Аквинского, так что проблема далеко не так современна, как вы ее представили.

Я очень плохо знаю про Фому Аквинского, но мне кажется, что в его время, 13 век, если не ошибаюсь, проблема выбора между жизнью одного и жизнью многих не стояла вообще. А современной проблему представила не я, а автор.