Больше рецензий

9 ноября 2019 г. 20:09

965

5 Мы должны быть свободны во всем что не вредит другим

В этой книге много моральной философии и жизненно важных вопросов. И при этом она написана так, что ты не хватаешься за голову от прочтения, в попытке перевести с русского на русский то, что хотел сказать автор.

Исследование начинается с исторических предпосылок (а тут у нас Кант, Аристотель, Фома Аквинский), и потихоньку наращивая дилемму вагонеток проводит нас через множество споров между философами об этике и морали человека. Когда оправданно убийство другого человека? Рождаемся ли мы с врожденной нравственностью? Может ли государство нарушать собственные правила в экстренных ситуациях? Бывает ли оправдание пыткам и лжи, и на что, в конце концов, мы должны опираться, принимая важное решение, на разум или на интуицию?

Само собой, на все эти вопросы нет правильного ответа. Особенно, если ставить себя, то на одну, то на другую сторону. Наверно всем бы нам в любом случае хотелось бы выжить!

Но вот реальные истории, как с тем же обстрелом Британии, когда Черчиллю пришлось делать выбор или случай с затонувшим паромом очень интересны. А история с капитаном съевшего юнгу и вовсе пробирает до мурашек. В этом плане книга довольно познавательна и заставляет более серьезно отнестись ко всем этим утилитаристским моделям и учению о двойном последствии.
Кроме прочего, заметил, что упомянутые мысленные эксперименты часто становятся сюжетами фильмов: когда перед следователем стоит выбор – пытать ли ребенка террориста, чтобы выведать у того местонахождение спрятанной в центре города бомбы; или, когда террорист дает тебе право выбора – убить одного или всех, но ты должен сделать это лично, своими руками.
Интересно, что многое из таких выводов взяты на вооружении армиями и вошло в учение «о справедливой войне», что при случае, может повлиять на многие жизни. А в местах ведения военных действий влияет и сейчас.

В книге поднимается много интересных мыслей:
Мы не столь охотно откликаемся на призыв о помощи далекого человека, в сравнении с нищим встреченным на улице. Хотя нет никакого значительной разницы кому из незнакомцев пожертвовать деньги. И тем не менее, например, смерть известного человека (хотя бы соседской бабушки) вызывает больший отклик чем 100 человек погибшие при наводнении в Торонто. Хотя с моральной точки зрения это никак не оправдать.

Это очень интересное замечание, как и то, что на решение в той же дилемме с вагонеткой – убить одного ради спасения пятерых или наоборот – влияют такие вторичные факторы, как знаем ли мы больше деталей о «жертвах». А «хорошее» и «плохое» описание может служить оправданием убийства. Как и то, ел ли человек перед опросом, был ли удачным его день и в каких он отношениях. Схожее воздействие эти факторы имеют и на судью, выносящего приговор.
Или к примеру эффект Кнобе: когда нанесенный природе экологический ущерб, в ходе принятого компанией рабочего плана мы записываем в намеренный ущерб, а при тех же условиях – положительный эффект считаем всего лишь сопутствующим. Этого и в жизни хватает, ведь как часто мы воспринимаем хорошие поступки людей как должное и ненамеренное, хотя человек зачастую делает какое-то усилие и даже выбор (сделать не сделать подарок). А вот когда вам сделали что-то неприятное (даже если это и вышло случайно) – мы сразу приписываем этому человеку злонамеренные действия.
Мне понравился принцип Бентама, призывающего поступать так, чтобы увеличивать счастье и уменьшать страдание в мире. Он прекрасен в своей простоте. Хотя порой и приводит к печальным утилитаристским последствиям, как-то же убийство толстяка…

А заканчивается эта вся история конечно же последними открытиями в нейронауке, с уже всем известными окситоцином, серотонином и допамином, конкуренцией между отделами мозга при принятии решений, аффективными состояниями, МРТ и дефектами дорсолатеральной префронтальной коры. Тут книга перекликается с работой Аси Казанцевой «Мозг Материален» и «Пластичностью мозга» Нормана Дойджа.
Но все очень интересно и лаконично. Книга оказалась намного более интересной чем ожидалось. И написана с большой долей юмора, что упрощает разбор мудреных принципов Великих, писавших на своем неподъемном языке неологизмов.

Так что ставлю пять. И советую тем, кому интересна этика и мораль.

P.S. А еще в конце чудесное наглядное пособие по вагонеткологии!