Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

29 октября 2019 г. 05:05

2K

5 Запутанный клубок боли и удовольствия

Но дело в том, что этот рассказ полон символов. Здесь важна не реальность чего-либо, а подоплека, скрытый смысл.

Школа-интернат в Америке 1960-х годов, закрытое девичье сообщество, тайные укурки по ночам, ползание друг к другу в комнаты по парапету за окном, сильные взаимные привязанности, переходящие в одержимость, и над всем этим - страшный призрак взросления как символ погружения в унылую рутину донельзя предсказуемой и заведомо скучной жизни обладательниц жемчужных ожерелий.
Представленный в форме дневника роман описывает один учебный год участницы всего этого. Рассказчица то до одури ревнует свою лучшую подругу Люси к загадочной новенькой по имени Эрнесса, то забывает её, увлекшись общением с другими девушками. Её перепады настроения легко объясняются озвученным еще в предисловии диагнозом (сразу после завершения описанных в дневнике событий девчонка загремела в психушку с пограничным расстройством личности, отягощенным психозом). Гораздо сложнее оказывается расковырять подоплеку всего случившегося и осознать его скрытый смысл.

Автор дневника считает Эрнессу вампиром, который внаглую сосет жизнь из близкого ей человека и в итоге подводит всех к печальному финалу. Однако прямолинейную трактовку происходящего в качестве мистической истории можно отмести сразу и не задумываясь - слишком много тут рассуждают о концепции сверхъестественного в литературе (главная героиня как раз записывается на соответствующий школьный курс) и повествовательных покровах, которые, возможно, скрывают другие покровы.
Поскольку в такого рода произведениях дьявол прячется в мельчайших деталях, я читала очень внимательно и не торопясь и могу сказать, что замысел автора вырисовывается кристально четко.

спойлер
Никакой Эрнессы как отдельного персонажа не существует в принципе. Автор дневника не зря остается безымянной. Подозреваю, что её собственное имя слишком сильно напомнило бы нам "Эрнессу" и сделало бы разгадку очевидной. Бедную девочку в детстве педофилил собственный отец (на что в тексте присутствует масса намеков), чего он сам в какой-то момент не вынес и, то ли испугавшись раскрытия грязной тайны, то ли уже столкнувшись со свершившимся фактом позора, покончил с собой. Нашедшая его в луже крови дочь заботливо выпилила из памяти скверные подробности их взаимоотношений, но так и не смогла справиться с гнетущим грузом мутных воспоминаний, замешанных на нездоровой привязанности. Сублимировать такое с мужчинами нереально, поэтому героиня перенесла нерастраченный пыл юности на лучшую подругу, но не сумела нормально сосуществовать с этим и в результате выдумала себе аватар - Эрнессу, которая не только во многом повторяет её личность (начиная от еврейского происхождения и заканчивая ненавистью к физре), но и прекрасно воплощает собой символ вечной молодости и отрешенности от реальной действительности. Вампирам не нужно расти и превращаться в квёлых тёток из пригорода. Им не нужно рожать детей и волноваться об их безопасности. Они прекрасны, уверенны в себе, раскованны и могут позволить себе то, что обычные люди вынуждены скрывать в силу боязни нарушить строгую общественную мораль.
свернуть

В итоге получается превосходный готический роман, повествующий о крайних проявлениях подростковых неврозов, отрицаний и переносов. Барахтаясь в мрачных мыслях о собственной заброшенности и пугающих перспективах, девчонки отчаянно цепляются друг за друга и порой скатываются к практическому воплощению лозунга "Живи быстро, умри молодым", ставшего девизом части поколения того времени. Кто не скуривается, тот режет себе вены, а кто не знает, с какой стороны подойти к бритве, тот терзает себя голоданием, неотвратимо, но гордо скатываясь в анорексию.
Легче всего констатировать, что эти девчонки вызывают жалость и отвращение. Гораздо сложнее разобраться в их драме и попробовать не принять, но понять их.

В необязательном, по сути, послесловии, автор дневника пишет, что её выздоровление - это всего лишь принятие и согласие повзрослеть. Но, даже пережив всё случившееся, она словно сожалеет о том, что её собственным детям не довелось испытать ничего подобного: "И все же что-то они потеряли, мои счастливицы. Что-то, о чем они и сами не догадываются. Мир всегда был для них родным домом. Они входят в него без потрясения, без боли".
Невообразимый клубок боли и удовольствия - главное в этой книге. И самое интересное - распутывать его по ходу чтения.
Жаль, что это, кажется, не многим под силу: всё заслоняют вампиры и лежащая на поверхности дисфункциональность поведения подростков.

Все-то им надо разжевывать - а ведь никто их силой не тянул на этот курс о сверхъестественном.

Приятного вам шелеста страниц!

Комментарии


Хм... что-то я напрочь не помню таких подробностей о природе отношений поэта и дочери... Странно.


Это только подтверждает мои выводы о невнимательном чтении большинством.
Готова привести цитаты :)


Несите. :) Правда не помню.


Написала в личку.


Уф, только что дочитала, это очень классно. Спасибо за разбор, всецело поддерживаю.
Какой чудесный образец ненадежного рассказчика!


Ура! Очень рада, что еще кому-то эта книга понравилась :)
Я бы с тобой еще с интересом обсудила, что ты думаешь по поводу "Поворота винта" :)


О, это я всегда готова! Сейчас туда приду.
Ты очень важную вещь подметила насчет ПРЛ и психоза в начале книги. Это упорядочивает весь кажущийся сумбур в дневнике героини. А вот у "Поворота", к сожалению, такого предисловия нет)


Там как-то сложно это не подметить: в глаза так и тычут, да еще с самого начала.
Удивительно, что после этого книга числится в жанре "ужасы, мистика", а люди хлопают аналогичные теги :)