Больше рецензий

25 июня 2019 г. 09:41

1K

5 А толстяку не повезло

С дилеммой Черчилля и с задачей о вагонетке, созданной Филлипой Фут, я была знакома еще до прочтения этой книги благодаря курсу философии в моем университете. Не понимающая задачу вообще никак (я и сейчас не могу сказать, что многое поняла – наверно, для этого потребовалась бы еще сотня книг о вагонетке плюс соответствующее образование), я несла на семинаре какую-то чепуху. Общими усилиями всей группы мы дошли до того, что начали обсуждать именно весовые категории толстяка и то, что они отнюдь не случайны. Оказывается, толстяков люди больше ненавидят, испытывают к ним жалость, их проще убить и прочее. Едва ли не с первых страниц Эдмондс опровергает эту теорию словами о том, что философам было вообще все равно на комплекцию жертв вагонетки: толстяк оказался толстяком только потому, что худощавый человек просто не смог бы остановить своим весом поезд. В одном из примеров развития ситуации толстяка заменяли человеком нормального веса с тяжелым рюкзаком на плечах, и делали это не только ради донесения до испытуемых мысли, что вес как предмет, благодаря которому мы можем судить – убивать или нет – не играет никакую роль, но и ради успокоения особо толерантных.

Итак. Убила бы я толстяка? На протяжении всей книги нам приводят бесчисленное количество примеров ситуаций с вагонеткой, столько, что под конец от них уже начинает кружиться голова, и последние страницы просто ударяют под дух – там все повторяется. Но с картинками, чтобы неискушённый, но уже успевший прочувствовать всю несчастливую участь оказавшегося по несчастливой случайности рядом с сорвавшейся с путей вагонеткой толстяка, прочувствовал это состояние еще сильней. Как такового ответа, нужно ли убивать тостяка, не дается. Вопрос рассматривается под призмой нескольких философских взглядов, в частности под взглядом известного всем утилитаризма. Сам Дэвид Эдмондс заканчивает книгу своим ответом – нет, он бы толстяка не убил. Даже несмотря на все многообразие ситуаций, где в одной человека необходимо столкнуть нам самим, а в другой - просто сдвинуть рычаг и наблюдать, попутно успокаивая себя учением о двойном последствии (УДП).

Лично мне задача о вагонетке во многом напомнила философию Джона Крамера из серии фильмов «Пила» (1 часть - 2006 г., реж. Джеймс Ван), где людям давался выбор - убить других или, пожертвовав жизнью, убить себя. В любом случае, как и с вагонеткой, итог неутешителен и, скорее всего, разрушителен не только для толстяка и привязанных к путям людям, но и тому, кому выпадет совершать сам выбор. Как этот человек сможет жить дальше, зная, что случилось и прокручивая каждый день это у себя в голове? А если еще и приплести сюда веру в судьбу и что-нибудь теологическое, то получится и вовсе адская смесь.

Я вряд ли посоветовала кому-нибудь читать эту книгу. К ней вы должны прийти самостоятельно и самостоятельно решить, надо вам это или же нет. От себя могу заметить только то, что работа действительно выполнена мастерски в плане ненадобности в дополнительных знаниях. Терминов практически не встречается, а те, что и встречаются, разжевываются так тщательно, что сложно не понять.

И все же – неприятная книга, особенно, если вдруг решишь принять и перепробовать все эти мысленные эксперименты. И в конце, как обычно, бесчисленное количество сомнений – а кому вообще это было нужно?

картинка catnira

Комментарии


Все это бред,вся философия выбора строится на социальном факторе, которое работает только для скота который стоит в стойле и послушно выполняет функцию «болтика» в одной большой системе. А по факту, что жизнь толстяка что жизни других которые лежат на путях не имеют никакого значения, не имеет даже фактор наличия у них семьи и тд. Вы когда наступаете на муравья вы сильно переживаете , что колония теперь не сможет себя прокормить или еще что-то. Или как вы думаете табачные корпорации которые продают яд, сильно переживают сколько умрет человек ? Ответ очевиден, что вам так же все равно на муравья которого вы раздавали, как все равно табачным корпорациям на сотни миллионов умерших от никотиновой зависимисости.
А все дело в очень простом моменте, пищевая цепочка, кто находится выше тот и побеждает. Все зависит от ценности тех рабочих которые там находятся. И если ты хозяин этой шахты и для тебя ценны эти рабочие , то ты конечно же скинешь толстяка или сделаешь так чтобы он упал под вагонетку, чтобы улики не указывали на тебя. Я к тому, что любую смерть можно оправдать и так же она ничего не означает для тех кто выше тебя. Балаган происходит на уровне тех, где этот человек умер, потому как для скота это будет ужасно со всех моральных точек зрения. Посмотрите фильм «Платформа» и у вас не будет вопросов про выяснения на уровне скота )