В книге описаны морские блокады периода Первой мировой войны.
Монография печатается в редакции 1925 года с небольшими стилистическими и орфографическими исправлениями.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей флота.
В книге описаны морские блокады периода Первой мировой войны.
Монография печатается в редакции 1925 года с небольшими стилистическими и орфографическими исправлениями.
Книга…
Наверное, во всей известной нам военной истории вряд ли найдётся ещё один военный корабль, сыгравший, без преувеличения сказать, столь огромную и роковую роль в судьбах человечества, как линейный крейсер Германского Императорского флота «Гебен». В силу целой цепи событий этот корабль вместе с маленьким лёгким крейсером «Бреслау» оказался в отрыве от своих главных сил буквально посреди Средиземного моря в самом центре разразившейся в августе 1914 года всемирной драмы - Первой мировой войны. Пришедшие в движение гигантские силы противоборствующих немецкому флоту английского и французского флотов при явной измене Тройственному союзу Италии должны были бы несомненно и немедленно просто раздавить ничтожные силы немецкой Средиземноморской дивизии.
Предлагаемые вниманию читателя воспоминания немецкого старшины-радиста Георга Коппа, почти всю мировую войну прослужившего в составе экипажа линейного крейсера «Гебен», представляют несомненный интерес для широких кругов интересующихся военно-морской историей читателей.
Наверное, во всей известной нам военной истории вряд ли найдётся ещё один военный корабль, сыгравший, без преувеличения сказать, столь огромную и роковую роль в судьбах…
В книге показана история проектирования, строительства и боевой службы японских линейных кораблей типа «Нагато», считавшихся в 1920-1930-х гг. самыми сильными в мире. Детально описываются морские операции и сражения Второй мировой войны, в которых участвовали эти корабли.
Для широкого круга читателей интересующихся военной историей.
В книге показана история проектирования, строительства и боевой службы японских линейных кораблей типа «Нагато», считавшихся в 1920-1930-х гг. самыми сильными в мире. Детально…
В 1894-1895 годах Япония выиграла войну у Китая. Большую роль в этой победе сыграл ее военно-морской флот. Очень скоро принимавшим решения в Японии, как штатским, так и носящим форму, стало ясно, что следующим противником Империи станет Россия. Начали вырисовываться и контуры плана войны, в котором учитывались особенности русского флота, разделенного между несколькими морями. Поэтому уничтожить или нанести большой урон русскому флоту одним ударом было невозможно. План войны был следующим: сначала уничтожение или нанесение серьезного урона Тихоокеанской эскадре России, затем ожидание вражеских подкреплений из Балтийского моря и решающая битва с ним.
Для выполнения этого плана требовался сильный линейный флот.
Второй частью основы японского флота стали броненосные крейсера. В каждом из флотов, который обладал кораблями этого класса, они создавались по проектам, которые имели свое назначение и свои особенности.
В японском флоте, по мнению инженера капитана 1 ранга Нонака Суео, эти корабли должны были выполнять следующие функции и обладать следующими особенностями: «Крейсера делятся на два подкласса, первый из которых - броненосные крейсера, второй - бронепалубные. Броненосные крейсера - это большие скоростные военные корабли. Также их борта должны были быть забронированы".
Японская судостроительная промышленность не могла справиться со строительством столь сложных кораблей, поэтому приняли решение заказать их на иностранных верфях. Большую часть серии построили в Англии, по одному крейсеру построили во Франции и Германии. Для них японцы не стали составлять единый проект, разрешив заводским конструкторам составить свои проекты, но при этом им не разрешалось отступать от задания. Поэтому одна из целей заказа крейсеров на иностранных верфях - знакомство с различными кораблестроительными школами - не была достигнута.
Все шесть броненосных крейсеров были вооружены английскими орудиями.
Фактически эти корабли оказались малыми линкорами.
Японцы уже тогда, на стадии разработки программы, определили время начала войны с Россией.
В 1894-1895 годах Япония выиграла войну у Китая. Большую роль в этой победе сыграл ее военно-морской флот. Очень скоро принимавшим решения в Японии, как штатским, так и носящим…
Австро-Венгрия была необычным государством. Фактически это были два государства, объединенные личной унией австрийского императора. Причиной этого стало венгерское восстание 1848-1849 годов.
Чтобы сохранить государство, пришлось пойти на уступки. Политическая система Австро-Венгрии выглядела следующим образом: во главе государства монарх, который являлся одновременно императором Австрии и королем Венгрии. Обе части государства имели парламент, бюджет и министерства. В империи общими были министерства финансов, иностранных дел и военное. К началу XX века ему подчинялся и флот.
К этому времени флот двуединой монархии имел относительно долгую и славную историю, которая началась в 1786 году. Его основал император Иосиф II.
Первоначально этот флот был небольшим и состоял из нескольких небольших кораблей, а численность личного состава на момент основания насчитывала всего 160 человек. К 1805 году под флагом Австрии на море служило 600 человек. В 1815 году по Венскому договору монархия Габсбургов получила Венецию, которая стала базой ее флота.
Сразу же численность военных моряков Империи выросла до 2700 человек, а через два года до 3000 человек. На этом уровне она стабилизировалась до середины 19-го века. В это время флот подчинялся непосредственно монарху. Деньги на него выделяла только Австрия. Венгрия на содержание флота денег не выделяла.
Австро-Венгрия была необычным государством. Фактически это были два государства, объединенные личной унией австрийского императора. Причиной этого стало венгерское восстание…
Линкоры типа «Тегетгоф» представляли собой и вершину, и вместе с тем конец австрийского судостроения. Как и почти на всё в стране, на них не хватало средств, и без настоящего подвига тогдашнего командующего флотом адмирала графа Р. Монтекукколи эти корабли, вероятно, вообще никогда бы не появились на свет. И тем не менее первый их них , «Вирибус Унитис», 5 декабря 1912 г. вступил в строй; это был первый в мире линкор с трёхорудийными башнями главного калибра. Его 305-мм пушки производства фирмы «Шкода» , безусловно, были одними из лучших корабельных орудий того времени. Однако из-за недостаточного финансирования и предельно ограниченного водоизмещения у этих дредноутов были и существенные конструктивные недостатки. В общем, это был типично австрийский продукт, отчасти высокотехнологичный и современный, отчасти отсталый. Но, с другой стороны, основной задачей этих кораблей, обладавших мощной тяжёлой артиллерией, было недопущение десанта противника на австрийское побережье, с чем эти линкоры полностью справились. Союзники, обладавшие превосходством в дредноутах, так и не рискнули осуществить прорыв в Адриатику и держались на почтительном расстоянии в течение всей войны.
Линкоры типа «Тегетгоф» представляли собой и вершину, и вместе с тем конец австрийского судостроения. Как и почти на всё в стране, на них не хватало средств, и без настоящего…
По данным отчета секретаря военно-морского флота США Томсона, предоставленного им Конгрессу, в 1879 г. военное судостроение в Соединённых Штатах находилось в большом застое. Кроме кораблей, назначенных к постройке постановлением Конгресса от 3 марта 1873 г., не было заложено ни одного нового корпуса. На двух сессиях Конгресса США 1890 и 1891 гг. рассматривался и был положительно решен вопрос о постройке мореходных линейных кораблей для прибрежной обороны. 28 июня 1892 г. в Норфолкском правительственном адмиралтействе спустили на воду броненосец 2-го класса «Техас». Его закладка состоялась за три года до этого - 1 июня 1889 г.
В отличие от «Мэна», спущенного на воду в 1889 г., у которого на конкурсе победило американское Бюро строительства и ремонта (принадлежавшее военно-морскому ведомству), из рассмотренных 13 проектов броненосца «Техас» лучшей оказалась работа британского конструктора Уильяма Джона, генерального директора судостроительной компании в Барроу. Английская разработка и легла в основу при создании «Техаса».
Другой броненосец - "Айова" - спустили 28 марта 1896 г. на верфи Крампа в Филадельфии. Это событие было запоминающимся, поскольку оно ознаменовало самый важный шаг в строительстве военно-морского флота Соединенных Штатов, пополнив первым в своем классе современным и грозным кораблем. До присвоения имени он был официально известен как «Морской линкор № 1» и этот номер указывал на новизну его проекта.
В целом проект «Айовы» оказался значительным шагом вперед по сравнению со строившимися параллельно тремя броненосцами типа «Индиана». Развивая его, совершенствуя конструкцию и набирая опыт в постройке мореходных многобашенных кораблей, американцы смогли достаточно быстро создать собственные броненосцы, а затем и дредноуты, обогнав англичан и оказавшись в военном кораблестроении первыми.
По данным отчета секретаря военно-морского флота США Томсона, предоставленного им Конгрессу, в 1879 г. военное судостроение в Соединённых Штатах находилось в большом застое. Кроме…
Броненосцы типа «Коннектикут» стали самыми большими и наиболее вооруженными додредноутами США. После многих лет строительства «морских прибрежных линкоров» создали «настоящий» океанский линкор, который отличался своими размерами и силой артиллерии от своих зарубежных современников. Но по иронии судьбы, к тому времени, когда «Коннектикуты» вступили в состав флота, они, как и построенные до них «Вирджинии», сразу устарели после вступления в состав английского флота «Дредноута».
Броненосцы типа «Коннектикут» стали самыми большими и наиболее вооруженными додредноутами США. После многих лет строительства «морских прибрежных линкоров» создали «настоящий»…
10 февраля в Портсмутском адмиралтействе торжественно состоялся спуск на воду броненосца, являющегося, по словам «Times», самым сильным, наилучше защищенным и самым быстроходными из всех построенных до сих пор броненосцев, воплощающим в себе как новейшие идеи наиболее опытных английских моряков, так равно и указания последней войны. На воду спустили «Дредноут».
При его проектировании были воплощены все предъявленные моряками требования. Так что критики нового корабля были лишены козырей в отношении чрезмерных размеров и высокой стоимости. Детальная проработка проекта «Дредноута» была поручена инженеру Д. Нарбету, который сделал множество расчетов, чтобы определить минимальную мощность для заданных водоизмещения и скорости.
В каждом направлении броненосец открывал новую эпоху. Блестящий по своей концепции, он стал центром внимания во время строительства и впоследствии вызвал множество споров. Это был замечательный успех и в конструктивном отношении и в механической части. Кроме того, корабль имел грозный внешний вид.
Весной 1907 года Фишер представил новейший линкор членам парламента, делегациям общественных организаций и прессе. Это был звездный час «Дредноута». Все газеты были заполнены хвалебными отзывами, а от желающих посетить корабль не было отбоя.
Так началась новая эра - эра дредноутов.
10 февраля в Портсмутском адмиралтействе торжественно состоялся спуск на воду броненосца, являющегося, по словам «Times», самым сильным, наилучше защищенным и самым быстроходными…
Появление класса винтовых фрегатов стало одним из проявлений научно-технической революции первой четверти XIX в. Занимая на протяжении веков второе место в иерархии боевых кораблей, фрегаты, получив бомбовые пушки и гребной винт, к исходу первой половины XIX века начали выходить на первое место, отодвигая линейные корабли на второй план.
С появлением бомбовых орудий стало ясно, что для уничтожения деревянного корабля совсем не требуется того количества орудий, каким вооружались линейные корабли. Не менее важным фактором стало и применение в военном кораблестроении паровой машины, что привело к появлению нового класса кораблей - пароходо-фрегатов, которые уже к началу второй четверти XIX века заняли во флотах мира особое положение. Но уже вскоре применение гребного винта взамен громоздких, уязвимых в бою тяжеловесных гребных колес окончательно перевесило чашу весов в пользу фрегатов.
Первыми указанные выше преимущества фрегатов оценили в американском флоте. Именно американцы начали строить корабли, по скорости и калибру орудий превосходящие соответствующие европейские.
В России, отступив от прежнего собственного повеления о постройке пяти военных пароходов, император Николай I приказал ограничиться строительством лишь четырех, а вместо пятого в январе 1846 года распорядился заложить фрегат типа «Паллада», который впоследствии было решено переоборудовать в винтовой. Под наименованием «Архимед» он в 1849 году вошел в состав Российского флота. Если первый после «Архимеда» фрегат «Палкан» почти повторял его тип, имея почти то же водоизмещение - 2300 т, то уже следующие два новых фрегата имели увеличенное до 3200 т водоизмещение и вооружение из разработанных к тому времени отечественных 60-фунтовых бомбовых орудий, которые могли стрелять ядрами, бомбами и картечью. Иностранные школы кораблестроения в русском флоте представляли фрегаты: 70-пушечный «Генерал-Адмирал » и 40-пушечный «Светлана», построенные в 1858 году.
Эти первые шесть кораблей и стали родоначальниками типа кораблей - парусно-винтовых фрегатов.
Появление класса винтовых фрегатов стало одним из проявлений научно-технической революции первой четверти XIX в. Занимая на протяжении веков второе место в иерархии боевых…
Первая половина 60-х гг. XIX в. ознаменовалась в истории военного судостроения как в России, так и за границей переходом к массовому строительству железных броненосных судов.
Как указывалось в официальном «Всеподданнейшем» отчете по Морскому министерству за 1864 г., «военно-морские действия возникшего с баснословной быстротой северо-американского флота послужили началом огромного переворота в способах ведения морской войны, окончательные результаты которого невозможно предвидеть и определить в настоящее время.»
Первая половина 60-х гг. XIX в. ознаменовалась в истории военного судостроения как в России, так и за границей переходом к массовому строительству железных броненосных судов.
Как…
Сборник статей и материалов
Изобретенные Робертом Уайтхедом торпеды, которые начала серийно производить с 1868 г. его фирма, оказались для кораблей опасным оружием и все флоты начали строить новый тип кораблей - миноносцы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. показала действенность этого нового оружия. В русском флоте появился миноносец "Батум", положивший начало серийному строительству мореходных миноносцев.
В начале 90-х годов XIX в. после проведения ряда маневров в России и за рубежом выявилась неспособность находившихся в строю первых миноносцев действовать совместно с эскадрами, а минных крейсеров - успешно оборонять крупные корабли от атак миноносцев противника. Назрела необходимость создания легких, но мореходных миноносных кораблей, превосходящих миноносцы как по скорости, так и артиллерийскому вооружению.
В России к пониманию этой задачи наиболее близко подошла комиссия, назначенная в конце 1891 г. для выбора лучшего типа такого корабля. Входившие в состав комиссии офицеры и инженеры Черноморского флота единогласно высказались за миноносцы, способные принимать участие в сражениях линейных эскадр, признав, что "нельзя считать эскадренными имеемые миноносцы, о которых не без основания говорят, что они составляют обузу флота". Появился новый тип корабля, получившего название "истребитель миноносцев". В русском флоте первым кораблем такого рода стал построенный в 1895 году "Сокол", также положивший начало серийному строительству уже "истребителей миноносцев".
Сборник статей и материалов
Изобретенные Робертом Уайтхедом торпеды, которые начала серийно производить с 1868 г. его фирма, оказались для кораблей опасным оружием и все флоты…
Канонерское лодки «Кореец» и «Манджур» были построены по принципу «нет пророка в своем отечестве». Техническое задание разрабатывал МТК, прототипом послужили канонерские лодки типа «Бобр», исполнителями же, как и в случае с «Сивучом», стали Швеция и Дания. Нельзя сказать, что русские верфи не справились бы с постройками, однако желание позаимствовать западный опыт опять победило. Морское ведомство и в дальнейшем придерживалось такого же стиля работы - обкатка проекта происходила в Англии, Франции или Германии, а серийные корабли строились уже дома. Шведы и датчане построили очень удачные корабли, сочетавшие незначительную осадку с мощным вооружением. Мели обошли их стороной и отсутствие двойного дна никак не сказалось на их судьбе. Успешно выдержавший трудности ледового плавания в марте 1895 г. и выстоявшие в противоборстве с немецкими береговыми орудиями в ходе Русско-китайской войны 1900 г., «Кореец» с честью выполнил свой долг, избегнув позорной сдачи в плен четырьмя годами спустя, а «Манджуру» же была уготована долгая рядовая служба. Он стал прототипом многочисленного черноморского семейства лодок, подтвердивших успешность проекта.
Канонерское лодки «Кореец» и «Манджур» были построены по принципу «нет пророка в своем отечестве». Техническое задание разрабатывал МТК, прототипом послужили канонерские лодки…
Сборник статей и материалов
«Теннесси» стал 43-м линейным кораблем Соединенных штатов и шестым, самым большим и самым известным надводным кораблем, носящим это имя в американской военно-морской истории. Названный в честь штата Теннесси, который (шестнадцатая звезда на флаге) вступил в состав США 1 июня 1796 года. Корабль, как и штат, получил свое название от индейского слова племени чероки Танаси, обозначающее гидроним Tenu assee (совр. англ. Tennessee), который объясняется как родоплеменное наименование «красивые уши». По другой версии, название означает просто реку.
Линкор «Теннесси» ласково окрестили как «Большой Т», «Тенни», «Тунни Мару», «Мятежник», «Корабль повстанцев», а также «Волонтерской боевой машиной» в честь военных традиций его штата и таких его выдающихся представителей, как Д. Сэвьер, Э. Джексон, Д. Бун, Д. Крокетт, С. Хьюстон, Д. Фаррагут и Э. Йорк. Когда он был введен в строй в 1920 году, он был гордостью Америки и первоначально комплектовался исключительно из представителей этого штата, и являлся видимым напоминанием о мощи США в межвоенные годы.
Поврежденный в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года, он быстро был восстановлен и вступил в войну на Тихом океане.
Другой линкор назвали в честь штата Калифорния, расположенном на тихоокеанском побережье страны и широко известным как место, в котором после обнаружения в 1848 году золота началась так называемая «Золотая лихорадка».
Оба линкора от начала и до конца своей службы оставались достойными тех людей, чей дух был отражен в изречении 7-го американского президента Эндрю Джексона: «Человек, который отказывается защищать свои права, заслуживает быть только рабом».
Сборник статей и материалов
«Теннесси» стал 43-м линейным кораблем Соединенных штатов и шестым, самым большим и самым известным надводным кораблем, носящим это имя в американской…
В конце XIX века Германия бросила вызов Англии, которая на протяжении двухсот лет была сильнейшей морской державой. Для противодействия британскому флоту требовался мощный линейный флот. Но линейный флот без разведки слеп, а потому и возникла потребность в быстроходных крейсерах-разведчиках. К тому же Германия уже успела обзавестись отдаленными колониями, и для несения службы в них тоже были необходимы крейсера. Но подходящих кораблей у Германии для этих целей не было. Были либо гигантские бронепалубные крейсера типа «Герта», либо слабовооруженные и плохо защищенные авизо. Так перед создателями германского флота возникла новая сложная задача. В отличие от Британии, где параллельно развивались две разновидности крейсеров: крейсера для действия в составе эскадры и крейсера для службы в колониях, в Германии решили пойти по пути создания универсального крейсера. Тому были две причины. Во-первых, экономически оказалось выгодным сосредоточить усилия на развитии крейсеров одного типа, а во-вторых, немецкие офицеры и конструкторы были хорошо знакомы с недостатками крейсеров-разведчиков.
К началу Первой мировой войны у немецких крейсеров было единственное слабое место - калибр артиллерии, который составлял 105 мм, тогда как британские крейсера были вооружены 152-мм орудиями. Немецкие адмиралы рассчитывали, что меньший калибр может компенсироваться лучшей боевой подготовкой личного состава, за счет чего удастся добиться большего числа попаданий и большей скорострельности. Опыт войны показал, что эти расчеты стали большой ошибкой. Но все же, первые серии малых немецких крейсеров имели много других достоинств, и главную для боевого корабля - живучесть. Так, легкий крейсер «Лейпциг» во время героического пятичасового боя у Фолклендских островов получил, кроме бесчисленных попаданий из 102-мм орудий, не менее 40 попаданий из 152-мм орудий с броненосных крейсеров «Корнуэлл» и «Кент». Снаряды вызвали тяжелые разрушения и пожары в надводной части корабля, но, вероятно, только однажды пробили броневую палубу.
Эта книга об истории создания и службы первой серии немецких крейсеров.
В конце XIX века Германия бросила вызов Англии, которая на протяжении двухсот лет была сильнейшей морской державой. Для противодействия британскому флоту требовался мощный…
Перед Вами, уважаемый читатель, письма одного из лучших морских офицеров, Петра Александровича Вырубова, погибшего в мясорубке Русско-японской войны . Его письма ценны еще и тем, что это единственные на сегодняшний день опубликованные свидетельства лейтенанта, погибшего в Цусиме. Письма охватывают всю жизнь молодого человека, пришедшего на флот по зову сердца из далекой от моря Москвы, от учебы в Морском корпусе до службы на крейсерах Тихоокеанской эскадры - «Рюрике », «Дмитрии Донском », «Разбойнике» и рокового похода к Цусиме на флагманском броненосце «Князь Суворов». Письма П.А. Вырубова являются, таким образом, литературным памятником всему молодому поколению мичманов и лейтенантов, чья военная карьера оборвалась на взлете...
Текст писем взят из изданной в 1910 году в Киеве книги под тем же названием и дополнен фотодокументами, любезно предоставленными Ольгой Николаевной Колтун (Ростов-на-Дону) и Борисом Никитичем Вишневским-Старк (Ярославль), за что выражаем им свою благодарность.
Перед Вами, уважаемый читатель, письма одного из лучших морских офицеров, Петра Александровича Вырубова, погибшего в мясорубке Русско-японской войны . Его письма ценны еще и тем,…
В историю кораблестроения линкоры типа «Мэриленд» вошли как последние супердредноуты флота под «звездно-полосатым» флагом и первые американские линкоры с 16-дюймовой артиллерией главного калибра. Таков был ответ новой сверхдержавы - США - на японские линкоры типа «Нагато».
Именно строительство линкоров с 16-дюймовой артиллерией главного калибра развязало небывалую гонку морских вооружений, непосильное бремя которой привело к созыву первых международных конференций по ограничению морских вооружений и подписанию Вашингтонского и Лондонского соглашений.
Соглашений, вызвавших к жизни «вашингтонские» крейсера и линкоры, оставшиеся в истории кораблестроения как отчаянные попытки найти техническое решение в рамках ограничений, вызванных политико-экономическими причинами.
Отдельный раздел посвящен эволюции развития американских дредноутов, супердредноутов и линейных крейсеров, включая так и не построенные корабли-линкоры типа «Саут Дакота» и линейные крейсера типа «Лексингтон».
В историю кораблестроения линкоры типа «Мэриленд» вошли как последние супердредноуты флота под «звездно-полосатым» флагом и первые американские линкоры с 16-дюймовой артиллерией…
Книга посвящена истории проектирования, строительства и боевой службы бронепалубных крейсеров США, построенных в период 1883-1921 гг. Даны их тактико-технические характеристики, описано устройство кораблей.
Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.
Книга посвящена истории проектирования, строительства и боевой службы бронепалубных крейсеров США, построенных в период 1883-1921 гг. Даны их тактико-технические характеристики,…
В начале 20-го века несколько военно-морских флотов одновременно решили перейти к использованию главной артиллерии, полностью состоящей из самых тяжелых орудий. Первым и самым известным кораблем этого нововведения стал "Дредноут", давший имя целому поколению линкоров с большими орудиями. Параллельно с ним, но независимо от его проекта, был создан американский "Саут Каролина", имевший во многом столь же революционный проект.
В начале 20-го века несколько военно-морских флотов одновременно решили перейти к использованию главной артиллерии, полностью состоящей из самых тяжелых орудий. Первым и самым…
Продолжая политику Английского Адмиралтейства на повсеместную защиту торгового судоходства, в Англии за период с 1901 по 1903 год заложили большую серию из десяти крейсеров типа «Кент». Они стали уменьшенной версией броненосных крейсеров типа «Дрейк» и числились крейсерами 1-го ранга. Эти серия крейсеров на флоте получила название «Каунти», так как все они носили названия британских округов.
После окончания строительства их сразу же направили для несения службы в Китай и Северную Америку. В 1910 году один из них - «Бедфорд» - потерпел крушение в Восточно-Китайском море и был отправлен на слом. В годы Первой мировой войны они боролись с немецкими торговыми рейдерами, патрулируя в районах как Северной, так и Южной Атлантики. «Mонмут» входил в состав эскадры контр-адмирала Кристофера Крэдока и был потоплен со всем экипажем в бою при Коронеле в ноябре 1914 года. Остальные корабли этой серии прошли всю войну и выведены из состава флота в 1920-е годы.
Крейсера типа «Девоншир» спроектировали как улучшенный вариант предыдущего типа «Кент» и они также предназначались для защиты торговли в отдаленных районах. Их вооружение стало более сильным. Всего построили шесть кораблей этого типа. Все они активно участвовали в Первой мировой войне. Из них «Аргайл» потерпел крушение и не был спасен, а «Хэмпшир», имея приказ доставить с дипломатической миссией государственного секретаря по военным вопросам лорда Герберта Китченера из Скапа-Флоу в Архангельск, подорвался на одной из нескольких мин, установленных немецкой подводной лодкой U-75. Остальные вывели из состава флота в 1920-е гг.
Эти оба типа стали промежуточным звеном при дальнейшем проектировании большой серии более сильных броненосных крейсеров, построенных в период с 1905 по 1909 гг.
Продолжая политику Английского Адмиралтейства на повсеместную защиту торгового судоходства, в Англии за период с 1901 по 1903 год заложили большую серию из десяти крейсеров типа…