Не знаю даже, что и написать по поводу этой книги. Отзывов на эту книгу нет ни на Amazon ни в российских онлайновых книжных магазинах. Даже на российском сайте, на котором публикуются рецензии, никто эту книгу даже и не прочитал (хотя, если честно, это не является редкостью). Вот только на одном англоязычном сайте нашлось несколько людей, которые всё же прочитали книгу. Что примечательно, мнения этих 5 человек максимально поляризованы, ибо 3 человека дали высшую оценку, а два – самую низкую. Среди восторженных отзывов оказался и единственный отзыв на книгу, который написан русским соотечественником и звучит он что-то типа «книга наполнена идеями, которые помогают направить компанию в нужное направление». По сути, автор этого короткого обзора в одно предложение, прав. Книга действительно является типичным образцом по стратегическому менеджменту, но с большим жирным минусом – отсутствия конкретного содержания. Книга наполнена идеями, которые, с одной стороны, вполне здравые, но с другой, совершенно пустые. Т.е. книга из разряда «быть конкурентными, инновационными, видеть логику бизнеса» и пр. Я хочу сказать, что если взять самый-самый сложный (а также пустой) учебник по стратегическому менеджменту, то эта книга будет хорошим соперником такому учебнику. Тут важно подчеркнуть, что дело не в сложности самой книги. Дело в том, что она пуста. С одной стороны, она повторят то, что уже написано в других книгах по менеджменту. С другой, она содержит довольно очевидные идеи, но сформулированы они таким образом, что приходится сильно напрячься, чтобы очистить их от огромного нагромождения словесной шелухи. Я думаю, вот эта словесная шелуха, пустословие, которой в книге 80%, является самым лучшим определением этой книги. Да, из неё можно выцедить несколько интересных идей, но для этого нужно очень сильно постараться, ибо скучность книги просто вгоняет в сон невероятно быстро и сильно. Да и если подумать, а не лучше ли прочитать какую-нибудь другую книгу по стратегическому менеджменту?
Что касается самих стратегических игр, то их я в этой книге не особо и нашёл, за исключением заданий, которые даются в начале каждой главы. Суть в том, что читателю предлагается прочитать отрывок из какой-то газеты на тему истории определённого бизнеса (к примеру, Nelson Hind, Whole Earth). Далее автор предлагает читателю список из 16-17 вопросов типа «Я превращу урезание расходов в образ жизни» или «Я хочу видеть перед собой чёткие цели и планы» или «Необходимо укрепить систему управления компанией» или «Финансирование продвижения нашей компании в СМИ жизненно необходимо». А далее даются варианты ответов: решительно поддерживаю, затрудняюсь ответить и решительно против. Вариант «решительно поддерживаю» всегда даёт 3 балла, «затрудняюсь ответить» - 0, а «решительно против» – минус три балла. Далее читатель должен суммировать получившийся результат, который складывается из ответов на те 16-17 вопросов, которые автор книги задаёт после того, как читатель прочтёт отрывок из бизнес-прессы.
Я не стал играть в эту игру, ибо для меня, очевидно, что, во-первых, вопросы довольно глупые, а во-вторых, нужно обязательно знать контекст происходящего, чтобы принимать какие-либо решения, иначе всё это выглядит как рассмотрение сферического коня в вакууме. Другими словами, всё это попросту бесполезно из-за отрыва от реальной ситуации. Кстати, именно поэтому во многих книгах по маркетингу авторы пишут, что руководители должны хотя бы изредка выбираться из своих удобных кабинетов и отправляться на линию фронта, т.е. видеть, как работает бизнес в реальных условиях, а не через доклады подчинённых. В этой книге всё ещё хуже, ибо нам дают даже не реальные доклады подчинённых, а статьи из газет.