Сологуб для меня явился главным открытием прошлого года. Прочел три его романа, оставались "Слаще яда" и "Творимая легенда", которую решил оставить напоследок, ведь сам автор считал это произведение вершиной своего творчества.
Так вот, взялся за "Слаще яда", прочёл четверть и понял - не хочу дальше мучаться: слабо, скучно, ещё и конец предсказуем. Неудивительно исходя из этого и то, что на ЛЛ данный роман, относительно других сологубовских, наименее читаемый.
Да, тут есть свой цимес. Взять хотя бы главную героиню: влюбленная "черномазая" мещанка со сросшимися бровями, которая прогуливаясь с парнем подтянулась на ветке, словно на турнике - конечно такой образ умиляет. Я смутно представляю в романе Сологуба главную героиню в виде златовласой красавицы из богатой семьи - это не такой автор,… Развернуть
Ещё одно новое лицо в моей читательской копилке. Александр Амфитеатров - представитель литературы Серебряного века, "русский Золя", чьё творчество никак не освещалось в советские времена и было фактически недавно открыто широкому кругу читателей. Впрочем, глобального успеха писатель пока не сыскал - на том же LL на все его произведения (которые, я напомню, издаются 10-томными собраниями сочинений) набралось аж 40 рецензий. Пора исправлять это недоразумение!
ᅠ
"Княжна". Первый из представленных в этом издании роман повествует о диковатой семейке отечественных дворян, которые в самые ответственные жизненные моменты думали чем угодно, но только не мозгом. Скандалы, прелюбодеяния, скелеты в шкафу - в наличии. Сочно, смело, местами провокационно - правда, с немного обрубленной концовкой.
ᅠ
"Жар-Цв… Развернуть
Стоит полностью согласиться с В.Ф.Ходасевичем в том, что после Сологуба осталось некоторое количество неплохих стихов, но романы его, написанные совместно с Л.Чеботаревской, «невозможны» и читать их невыносимо. Критик пишет о книгах «Слаще яда» и др., пришпиливая затем и «Творимую легенду» с «Мелким бесом». Ходасевич, в своем очерке обю умершем писателе прогнозирует далее, что прозу ФС забудут, а книг о нём не напишет . И – ошибается. Издают и пишут. К чему?
Вот из романа «Слаще яда» мог бы выйти неплохой рассказ. С первых страниц понятно, как будут развиваться отношения между трусливым барчуком и влюбленной в него девчонкой. Но нет же – автору(ам) надо марать бумагу на много печатных листов. Характеры героев практически не развиваются, меняется только их окружение и их возраст. Финал… Развернуть
Если порыться в архивах…
Вы узнаете, как «благословил» дед Натальи Николаевны Гончаровой, будущей супруги Поэта Александра Пушкина, а тогда и формальный глава семейства - Николай Афанасьевич Гончаров «внуку свою» на законный брак. 3 мая 1830 года А.С.Пушкин благодарил его письмом:- Милостивый государь, Афанасий Николаевич!...Благословив Наталию Николаевну, благословили Вы и меня. Вам я обязан больше нежели чем жизнью. Счастие Вашей внуки будет священная, единственная моя цель и все, чем могу воздать Вам за Ваше благодеяние».
…А в даруемой внуке Наталии деревне Верхней Полянке числилось не 300 душ «мужеска пола», а ровным счетом 281 плюс «беглые», коих сюда же великодушно включил Н.А.Гончаров плюс еще не родившиеся и Самый Большой Плюс- сама деревенька была заложена-перезаложена… А ко… Развернуть
«За чертополохом» Пётра Краснова – удивительная вещь в своем роде!
Интересная православно-монархическая утопия. Можно удивляться, можно умиляться, МОЖНО ПОСМЕЯТЬСЯ.
Белые еще не потерпели окончательного поражения, а автор уже мечтает о том, как Россия возродится фантастическим образом за слоем чертополоха.
В общем, наивно, но написано талантливо и без вырожденческого модернизма, приятно читать и интересно данное направление «ретрофутуризма».
80 миллионов, собравшихся в поход за мировую революцию истреблены газом и чумой. Россия отгорожена от Европы – «остров Россия» на «континенте Евразия». Восстанавливается порядок, православная монархия и всеобщее довольство
Надо помнить и про все «антиномии» той эпохи, про трагедию миллионов соотечественников и всю драму автора. Европа… Развернуть
Михаил Петрович Арцыбашев - непримиримый борец с большевистским режимом, писатель, публицист, один из руководителей газеты ''За свободу!'', которая издавалась в Польше, эмигрант, автор скандального романа ''Санин'' и романа ''У последней черты'', рассказывающий о самоубийцах, вызвавший весьма бурный отклик не только у критиков, но и у читателей. Россия начала открывать заново наследие Арцыбашева в середине 80-х годов, когда начали переиздаваться его книги. ''Записки писателя'' это что-то вроде небольших статей, которые регулярно выходили в его газете ''За свободу!'', любопытство они вызывали у меня именно из-за личности самого Арцыбашева, смевшего скандалить своими откровенными (ну по тем временам, конечно же) книгами и выводами о том, что вся жизнь наша бессмысленна.
В данном случае,… Развернуть
Марья Лусьева за границей
Тяжело и обидно. Эх, марья, Марья, упустила такой шанс! И если в первой книге «Марья Лусьева» мне было искренне жаль бедную женщину, обманом затянутую в это дело, то здесь… Здесь она сама решила свою судьбу. И неужели так и не вырваться? И неужели нет назад дороги?
Бесспорно, очень интересное произведение. Особенно вступительное слово, сам анализ проституции, отношение к ней мужчин разных национальностей. Амфитеатров бесподобен!
На страницах романа мы встречаемся со старыми героями, знакомыми нам по первой книге. И узнаём дальнейшую судьбу главной героини. Всё то же рабство. Только в другой стране, только, на мой взгляд, ещё хуже, хотя и было-то не сладко. И никуда не деться, все пути отрезаны и закрыты все двери. Не проиграй Марья все деньги, судьба бы её… Развернуть
Это был для меня второй роман Сологуба. И я не могу говорить о нем в отрыве от первого, от «Мелкого беса», потому, что с одной стороны много общего, а с другой – явные отличия.
Прозу Сологуба отличают краткие предложения. Это напоминает зарисовки. В чем-то похоже на сценарий.
Первые впечатления – просто, доступно, четко, понятно. И в этом весь подвох. В чем он – дальше.
Итак – декаданс, или упадничество, разложение, пессимизм. И в том, и в другом романе во всей красе.
Но вот что интересно. И в «Мелком бесе» и в «Тяжелых снах» прекрасно воссоздан фон провинциального городишки с серой, скучной, застойной, пустой, ненужной, аморальной (по большей части) жизнью, где главным развлечением являются сплетни. Но в «Мелком бесе» это яркая и искрометная история, на грани пародии:… Развернуть