Тогда, когда я писала эту рецензию, мне казалось, что книга чудесна, но, обдумав прочитанное, изучив с разных сторон, я поняла - нет, для меня эта книга и вообще книги Абгарян гадость. И вот почему: я люблю Армению, её историю, музыку, литературу, культуру и обычаи. Я выросла на этом, на рассказах мамы, в юности побывавшей в Армении. И я с уважением и трепетом отношусь и к армянам, и к их культуре, и тем более к истории. Я читала книгу Виктория Вартан - Быть похожим на Давида Сасунского , здесь каждая страница пропитана любовью к Армении, но об этом в отдельной рецензии на эту книгу.
Вернусь к книжке про великана. Вроде и место действия Армения, и звучит армянская музыка, и передан армянский колорит, но это не то. Нет для меня в этой книге самой сути Армении, её древности, вековой мудрости. А что же есть? Некая театральность, детскость - ну да, книжка детская, возразить нечего, но можно было и не писать, что место действия армянская долина, не похоже, не то, не по-настоящему, я не поверила...
Жил-был один великан. Посмотришь на него сбоку, спереди или сзади — ничем от других великанов не отличается. Такой же огромный, свирепый и страшный.
Как и обычные великан, он с корнем вырывал деревья, крушил горы и ломал строения. Правда, вырывал он не все деревья, а только те, что давно засохли. Крушил горы там, где они мешали рекам. И разрушал дома, давно покинутые людьми…
Он, а звали его Аждаак, жил на долинах Армении, в краю, где светит солнце, и где стоит священная гора Арарат. В том краю, где буквы алфавита появились в 405 году н.э.
И была у великана бабушка, как и у всех нас были или есть бабушки.
Когда великан был совсем маленьким, ростом с небольшую гору, он любил гостить у своей бабушки. Там весело трещала дровяная печка и пахло вкусно и сладко — гатой, сушёными яблоками и кизилом. Бабушка вязала в четыре спицы шерстяные носки и рассказывала разные истории.
Перед сном она пела великану песни. О журавле, который по весне вьёт гнездо, о невестах из далёкой местности Мокац, о страннике, который тоскует по своей родной земле».
«— Аждаак-джан, — любила повторять бабушка, — всё, что окружает тебя — живое. И деревья, и горы, и реки. Не обижай их, пожалуйста.
Аждаак очень любил свою бабушку и всегда прислушивался к её советам. Но люди всё равно боялись великана и на всякий случай держались от него подальше.
…Однажды в горах произошёл обвал и добрый великан всю ночь расчищал завал, и
…к утру выпустил реку на свободу. Но дубина, которой он поддевал тяжёлые камни, сломалась.
Разыскав в лесу подходящее дерево, великан сделал из него прекрасную дубинку. Он шёл, самозабвенно насвистывая мелодию, и так увлёкся прогулкой, что споткнулся. Растянувшись во весь великанский рост, Аждаак уткнулся носом в куст сирени.
Вдохнув чудесный аромат, он прикрыл глаза… И вдруг, сквозь шелест листвы и щебет птиц услышал музыку. Великан тихонько поднялся и осторожно направился туду, откуда она звучала…
...
А ещё… Я только что посмотрела на ютьюбе запись выступления Аллы Левонян (Ереван, 2014), — как написано в книге Наринэ Абгарян про великана:
если вам интересно, какую песню пели великан и его бабушка, издательство рекомендует найти композицию «Makac Harsner» в исполнении Аллы Левонян.
Посмотрела и как будто я сама была там, в далёком Ереване, на концерте… И теперь понимаю, как приятно было великану Аждааку вспомнить детство, бабушку и их песню!
Я не понимала слов, пели на армянском, но отзывалась моя душа. А это — необыкновенно, проникновенно и прекрасно. И понимаю теперь, почему добрый великан так хотел научиться играть на скрипке. Ведь музыка способна творить чудеса, раздвигает горизонты, наполняет душу то теплом и светом, то печалью и грустью. То греет, как может греть тепло домашнего очага.
И песня «Makac Harsner» согрела меня, наполнила теплом домашнего очага, всколыхнула волны тихой заводи…
Великан так хотел научиться играть на скрипке, но увы…
Но скрипка такая крохотная, а великаны такие большие! Она просто утонула в его ладони.
Великан грустно провёл пальцем по струнам и вернул инструмент хозяину…
Это мечта, которая манит, а в руки не даётся; как синяя птица Мориса Метерлинка — вроде и рядом, бесконечно рядом, и вместе с тем далеко, в недостижимой дали.
Это — песня без слов, песня о том, как все мы стремимся к своим мечтам, как мы летим за птицей мечты, а она ускользает и в руки не даётся… И мы плачем, льём слёзы, как великан Аждаак, и говорим: «Как же так?Я стремлюсь, а мне не даётся? Почему я плохая? Почему? Что мне делать?»
Я читала эту детскую сказку, написанную «…для детей и бабушек» и думала, что пускай она для детей, ничего. Ведь я тоже в душе девочка; та девочка, которая мечтает и тоскует о любимой бабушке и верит в чудеса.
А вы, вы верите в чудеса?
…И книга, о которой я пишу, необыкновенна: какой в ней необычный пластилиновый мир! Каждая деталь, будь то дерево, гора, цветы или сами герои, великан и музыкант, — это маленькие шедевры!! Их можно разглядывать бесконечно, и восхищаться талантом художника Левона Абрамяна.
А вместе с текстом Наринэ Абгарян эти иллюстрации создают мир доброты, мир мечты, мир детства, мир уюта и тепла далёкой страны, которую я люблю, — Армении, и, думаю, её нельзя не любить. Нельзя не восхищаться армянским народом.