Книга в основном состоит из разговоров. Именно они занимают все время. А между ними что-то происходит. Долгое и долгое вступление в отряд. Подготовка к походу и его начало. Прошло 90 процентов книги, а у молодого героя ничего сильно не изменилось в положении. И в самом конце резко все поменялось. И дальше события понеслись галопом. Без всяких разговоров. Как-то быстро и почти скомкано наступил кризис и так же стремительно счастливый конец. И это разочаровало. А так же слишком уж точные предсказания в середине книги давала жена рыцаря. Восхваление рыцарей с иронией над их способом жизни... Почитать один раз и убедится, что опять прославляется война...
Кот в мешке
Собери их всех
Марафон игры в классики
Книжная страна
Белая сова
Я очень люблю сборники сказок, но конкретно эти как-то категорически мне не зашли.
Да, я понимаю, что это все - отражение конкретного фолклора. Да, я понимаю, что автор всячески попытался сделать это атмосферным и читаемым. Я все это прекрасно понимаю.
Но я вообще в среднем как-то плохо воспринимаю русские сказки вот в непереработанном виде. Славянское фэнтази, переработки сказок, аллюзии на них - это всегда пожалуйста, но вот в чистом виде мне хорошо идут только сказки Бажова . Это не проблема исключительно русских сказок, некоторые непереработанные сказки братьев Гримм тоже похожие ощущения вызывают, но тут это все в большом количестве, подряд, да еще и все же не то, чтобы идеально скомпилировано. Не мое. Развернуть
Может когда-то давным-давно эти истории показались бы мне страшными. С самого детства любила сначала слушать, а потом читать сказки. Самым страшным моим читательским опытом в 13 лет был сборник фольклора для детей от колыбельных до былин - "Гуси-лебеди". В нем было всё: колыбельные, прибаутки, скороговорки, загадки, сказки о животных, волшебные сказки, бытовые и сатирические сказки, былины, небылицы и многое другое. А еще страшилки: про мертвецов, чертей и т.д. Это была моя первая книга про мертвецов, которые приходили в гости по ночам. Жутко и страшно. Особенно, если такие сказки почитать в деревне, в августовскую ночь, когда отключили электричество, а ты в доме одна.
Читая книгу Тихова, вспоминались сказки Степана Писахова, "Уральские сказы" Павла Бажова, сказки Бориса Шергина и "Вечера… Развернуть
Из послесловия:
«Страшные сказки» построены на реальных сюжетах быличек и легенд, которые до сегодняшнего дня живы в народе. Количество использованных сюжетов достаточно велико. Их около ста двадцати».
А как их здесь найти? В серии «Литературные памятники» издательства «Наука» в каждой книге много пояснительных отсылок. В этой книге есть небольшой словарь устаревших слов, явно недостаточный. Т.е. «углан», например - это (согласно словарю) «парень», «мальчик». Это слово употребляется в тексте достаточно много раз, а в словаре, который дан, в этой книге его нет. Заглядывая в словарь уже по поводу слова «банник», обнаруживается, что хлеб с крупной солью любил, оказывается, не только домовой, но и банник. А в этой книге банников не задабривают, только просят разрешения попариться и помыться… Развернуть
Возможно, суеверным людям и староверам эти сказки могут показаться страшными, однако во мне они вызвали ностальгию по гоголевским рассказам, только «Вечера на хуторе близ Диканьки» были все же более интересными и атмосферными.
Сборник состоит из пяти сказок и двух рассказов, все они сюжетно переплетаются друг с другом и повествуют о жителях одной деревни Чердынского уезда. Людям здесь противостоят злые силы, а именно сатана и его приспешники, они однозначно преподносятся плохими, в отличие от банников, лесовиков и домовых, которые могут иногда сослужить хорошую службу, если их задобрить гостинцами. Еще упоминаются христианские святые, Богородица, однако они показаны не всепрощающими и светлыми, а жестокими и вздорными, наподобие греческих богов, которые наказывали смертных, если те… Развернуть
Сказ сей бает о бисях проклятущих, кои, смяргать не поспеешь, пакость каку сотворять.
О тех временах, коли угланы на печке бока отлёживали, а в ночь рождественскую шуликуны рогатые по сёлам невинные души искали (в городах, тогда уже таковых не имелось, хоть днём с огнём ищи, Диоген не даст соврать)
Мужики в ту пору литовки точили и в полях ими жито косили, а вечерами угланов своих уму разуму учили, батогов не жалея.
Жил в ту пору молодец созлый, не смотри, что гунявый на волось, всё-то в руках его спорилось, оттого и созлым звали.
чинил он однажды голбец в избе, а из подпола голова рогатая выглядывает, ни дать ни взять козёл, да больно взгляд у него осмысленный и огоньки в глазах колготятся.
И молвит это чудо чудное, диво дивное нечеловеческим голосом: Порфирий, (парня-то Порфирием… Развернуть
Сказки - не сказки, былички - небылички. Легенды и придания, рассказанные дедом Егором, вроде и фольклорные, но (по признанию автора) причёсанные для литературы. Да, так читается легче, но что-то и теряется при этом.
Интересно видеть как в деревнях смешались домовые, банники и лешие с Богом, Божьей матерью и святыми. Кланяться при входе в лес - и креститься перед образами. Позабавило присутствие не только описание практичных подходов к нечистой силе, подсказки как жить мирно и договариваться, но и включенные полным текстом заговоры. Для приворота и состав снадобья есть, если нужно кому :)
Мне было любопытно прочитать эту книгу и представить насколько сохранились эти поверья и практики в нынешних деревнях... Если даже в городе многие нет-нет, да и поставят домовому крынку молока. А на… Развернуть
Снова с вами рецензия, рожденная в игре “Долгая прогулка”, и если вы - тот счастливчик, который сможет связать две рецензии на две непохожие книги вместе, то вы обязаны получить приз - автомобиль! Если серьезно, то бонусный апрель в игре преподнес мне “Дабл-Бокс” про революционный и постреволюционный Иран и про русские обряды, поверья и легенды. Хоть книги и разные по сути, но их объединяет одно - отсутствие ясной и понятной структуры повествования. А для человека, страдающего перфекционизмом и требующего более структурного подхода к подобной литературе, это личная боль.
Я очень люблю фольклор, ведь с помощью него можно больше узнать о развитии человеческой мысли, об истории культуры. Именно сказки, легенды, фантазии позволяют нам увидеть мир глазами людей прошлого. Причем это не сухие,… Развернуть
Что-то не везёт мне с "ужастиками" в этом месяце. Сами по себе сказки можно сказать неплохие, есть в них что-то завлекательное. Да вся эта паранормальщина и народные верования никогда не устареет. Не что-то супер-оригинальное, но почитать можно.
Но больше всего меня разочаровала стилистика. Слишком уж всё получилось громоздким и многословным. Можно, конечно, сказать, что старинные летописи так и пишутся... Но из-за этого у меня пропадала мысль автора. Пока прочитаешь пару абзацев, успеешь забыть с чего же всё началось.
Ещё в книге немало мата. Причём он используется не всегда к месту. Словно автор пытался "грубо-матерным" языком показать уровень своих героев, их "русскость"... Не впечатляет, грубо и топорно. Не добавляет ни народного колорита, ни привлекательности истории.
Прочитать… Развернуть
Коль желаешь - расскажу
Ох уж этот дед Егор, ого-го какой дед, не хрен вам тут собачий, сколько историй всяких знает.
И про колдунов, и про лешачих, и про хозяина леса (бани / хаты / погреба / колодца / сральника), и про гадания, и про заклинания.
Сейчас вот живём, у нас и компуктер, и телевизер, и тик-ток, времени нет на всё, а в те дремучие времена ну что у них было? Да поболе нашего. Я не представляю даже, как жилось в те времена, что описываются в книжке, как людЯм 24 часа во дне хватало на всё про всё.
Ну посудите сами, в лес просто так за грибами не сходишь - надо кланяться хозяину леса, не дай боже забудешь, потом еле выйдешь (если успеешь стельки в лаптях перестелить наизнанку). Это одно. А вдруг леший на пути? А вдруг ещё какая нечисть?
Из лесу вышел, помыться приспичило - баню надо… Развернуть
Я с детства обожаю сказки, у моих родителей сохранились книги Сказок, которыми я зачитывалась: русские, татарские, марийский, чувашские, еврейские.. Меня поглащала атмосфера и то, что в сказках добро всегда побеждает зло. От "Страшных Сказок" я ожидала погружения в детство, только, чтоб мурашки от страха бежали. Но не сложилось, мне было совершенно не страшно, но при этом скучно до ужаса, я еле осилила эту небольшую книгу. Моя бабушка намного интереснее рассказывала деревенские байки про леших, бесов, банщиков и всякую другую нечесть. Тут же после прочтения всё забывалось и никаких эмоций прочитанное не вызывало. Отношение к родившим женщинам порождало неприятное чувство омерзения. Из всех сказок мне понравилась сказка про подмену в бане, она получилась наиболее яркая.
А вот рассказы… Развернуть
Ну-с, сразу скажу, что такие сказки я не стала бы детям рассказывать, или хотя бы отцензурила для начала. Я не из тех для кого курящий волк из "Ну погоди" - это развращающий наших диточек элемент, но что-то детям знать рано. Но это тут - в городской квартире с вай-фаем и кофеваркой. А представь, что сидишь себе на завалинке с ребенком, отдыхаешь, рядом сиди твой дед, починяющий свои лапти, и начинает свой рассказ, и не как выдуманную сказку, а как происходившие в реальности события, например, с его бабкой. До цензуры ли тогда будет?
Вообще деревенский фольклор это особая вещь. Такое сложно записать, потому и повествование здесь разговорное, с архаизмами. К слову, в книге и словарь есть. Хвалю себя, большинство слов не доставили мне проблем, хотя есть парочка, которые я узнала для себя.
Все… Развернуть
«Мистика – это как демон одержимости: она имеет тенденцию захватывать сознание без остатка, становясь единственным объектом, который воспринимает человек.» (взято на просторах интернета)
Книга включает в себя пять сказок и два рассказа, написанных ярко, реалистично, мистично, жутко и пугающе. Учитывая, что я по сути своей человек не из пугливых, но эта книга даже меня вывела на сильные эмоции и местами вызывала чудовищный иррациональный страх, интуитивный страх, от которого перехватывает дыхание и начинается паническая атака.
В книге мы встречается со многими прекрасно знакомыми нам персонажами сказок, легенд и мифов. В этой книге нас ждут леший, ведьмы, кикиморы, банник, оборотень, упырь, домовой и многие другие.
Само повествование в книге ведётся в очень приятной манере изложения,… Развернуть
Вне контекста.
Не заглянув в аннотацию и чужие отзывы, я решила, что книга аутентичная и я читаю настоящие деревенские байки (очень естественно отредактированные, скорее всего, молодым родственником рассказчика - этнографом, фольклористом или филологом). Удачное изложение, сочетающее этнографию с занимательностью. Есть вполне современный саспенс, напряжение в сюжетах, неожиданные повороты, откровенные и жутковатые эпизоды 18+, особенно гармоничен рассказ "Лопаток" - по нему получился бы прекрасный и / или угарный сельский хоррор.
Приятно было чувствовать себя умной, вылавливая знакомую по многим сухим культурологическим статьям информацию в естественной среде обитания. Сакральные и профанные локусы: свое пространство дома vs чужое пространство бани vs пограничное, переходное пространство… Развернуть
Решила я тут внезапно пощекотать себе нервишки перед сном книгой незнакомого мне Василия Тихова с устрашающим названием “Страшные сказки”. Аннотация заманчиво обещает читателю погрузить его в мир старинных русских поверий и преданий, рассказанных таинственным дедом Егором и записанных с его слов самим автором.
Очевидным плюсом книги для меня оказалась великолепно переданная атмосфера хтонического мистицизма, во многом благодаря использованию архаизмов и диалекта. Воображение красочно рисовало жизнь простоватых селян, окруженных зловещими персонажами - тут и бисы, совращающие с пути истинного, и банник, подменяющий детей, и леший, путающий одиноких путников на лесных тропках. Все в мрачных, сдержанных тонах, нагнетающих и погружающих в ужас русского фольклора.
Однако у атмосферных… Развернуть
Это такая мура, что на нее даже ничего не хочется писать. Слушала ее в механической озвучке, так как прочитать глазами это не представляется возможным.
Название в принципе говорит само за себя - в этой книге собраны страшные сказки, которые рассказывает один (не не всегда) из участников произошедшего.
Эти сказки остались для меня непонятным бредом - в них рассказывается о том, как женщины ходили рожать в баню и у них воровали детей, подменяя их поленом. Или о том, как немного отвлекшись, можно было в той же бане перестать быть тем, кто ты есть. Это какие-то стародавние легенды, возможно, но мне ни о чем они не рассказали. Читать было неинтересно, один только рассказ вызвал хоть какой-то малейший интерес - "Лапоток".
В некоторые моменты при чтении у меня возникала мысль, что я уже где-то… Развернуть
Не дайте названию себя обмануть: сказки здесь, скорее, нудные, чем страшные. Разве что последний рассказ можно назвать страшным, но пугает он в большей степени озлобленностью, невежеством и жестокостью людей, чем мистическими происшествиями.
Я люблю мифологию, мне нравится истории, в которых различные фольклорные существа вплетены в повествование как ее реальные участники. Но в этом сборнике описаны времена, когда православие уже стало привычной частью жизни и слилось с языческими традициями и сюжетами. И для меня это напрочь убивает все очарование (своеобразное, конечно, но что-то притягивающее в этом достаточно суровом объяснении устройства мира есть) древнеславянского язычества. По сути жители деревень, чьи сказания здесь описываются, просто добавили в контекст своих языческих… Развернуть
Настоящее имя Василия Тихова - Константин. А фамилия -Шумов. Что мне показалось очень забавным. Он филолог. И родился в Перми. И жил потом тоже в Перми. А Пермь это примерно 350 км от
места где живу я. В Перми живет мой дядя. Он любит Пермь, а я не то, чтобы сильно. Но дело тут не в Перми и не в моем дяде. Я много пишу не в тему, когда не очень понимаю, что писать по теме.
Так вот. Речь у нас идет о "Страшных сказках", которые написал Василий, который на самом деле Константин. И которые поведал дед Егор. Главный рассказчик сборника. Дед Егор крестьянин. Из Чердынского уезда. А что мы знаем про Чердынь? Это один из древнейших городов Урала(Чердынь мне нравится больше Перми).
Я сборник прочитала. И ничего нового для себя не открыла. Все эти "страшные сказки" -моя повседневная жизнь. Не то,… Развернуть
Я приготовилась бояться.
Так-то меня очень просто испугать, у Кинга с сыновьями отлично получается, а уж у японских режиссеров и подавно, даже их американские ремейки меня могут напугать. А тут страшные сказки. Взяла книгу весенним солнечным днем, а закрыла через день поздней ночью. И не то чтобы оторваться не могла от книги, но так как объем у нее небольшой хотелось отделаться от нее побыстрее.
Ну во-первых, книга совершенно не страшная, несмотря на то, что присутствует в каждой «былички» нечистая сила, пытающаяся погубить невинные души. Получился такой сборник мракобесия, стилизованный под русский фольклор. И может быть если вы углан несмышленый, то вам и будет страшновато, но и то сомневаюсь.
Во-вторых, «сказки» в названии могут ввести в заблуждение, я подумала, что сказки же скорее… Развернуть
Мне кажется страшным это было лет 400 назад. Да и сказками это очень сложно назвать…. Что-то дикое и бредовое. Может виной тому – городская современная жизнь. Ну не вызывает у меня страха лешиха, адова баня, биси, мертвецы, чертистые мужики с чертями – именно в той интерпретации, что дана здесь! Первая мысль – Боже, что творится в голове автора?! Вот его жизнь потрепала. Сложилось впечатление, что автор делится своим наболевшим, выговаривает свои страхи и ужасы, чтобы самому легче стало! А может наоборот – в своё время его запирали в скрипящей бане, в которой тут треснет что-то, там щёлкнет и как его дед/прадед давай страху нагонять, что это бесы идут! И прочая чепуха. Может просто мы это всё читаем не в той атмосфере? Чтобы прочувствовать – нам надо уйти туда, где нет связи с миром,… Развернуть