3 апреля 2018 г., 17:07

444

Василий Владимирский о романе Филипа Пулмана «Прекрасная дикарка»

7 понравилось 1 комментарий 0 добавить в избранное

Критик: Василий Владимирский
Рецензия на книгу Книга пыли. Прекрасная дикарка
Оценка: r40-green.png
*

У Филипа Пулмана специфическая репутация. С одной стороны, он активный участник английского антиклерикального движения, горлан-агитатор и герой нескольких шумных скандалов. С другой стороны — автор трогательно невинных детективов для девочек-подростков. Всерьез эти сферы интересов пересеклись в его творчестве только однажды, в трилогии «Темные начала» о приключениях юной Лиры Белаква из некой альтернативной версии Англии. Все бы ничего, но в своих сказочных романах безбожник-Пулман посягнул на святое: рискнул дать бой Клайву Стейплзу Льюису на его территории — и заискрило. Британские ревнители духовных скреп... то есть, простите, традиционных викторианских ценностей, обвинили писателя в открытой атеистической пропаганде, потребовали убрать его книги из школьных библиотек, завалили почтовый ящик письмами с угрозами... И вот теперь, когда страсти улеглись, через 18 лет после выхода заключительного тома трилогии, Пулман рискнул снова ступить в эту реку.

Роман «Прекрасная дикарка» (точнее, «La Belle Sauvage» — именно так, на французский лад, называется лодка, на которой путешествуют герои) — предыстория Лиры и ее Золотого компаса — приквел к основной трилогии. С первых же дней жизни вокруг девочки, которой предначертано изменить судьбу этого мира, кипит напряженная борьба спецслужб. Агенты клерикального Дисциплинарного суда консистории и глубоко законспирированные адепты рационального знания буквально рвут друг у друга из рук незаконнорожденную дочку лорда Азраила, по следу ребенка идет убийца-социопат, мать-ехидна строит на нее свои планы... Не окажись рядом невольных ангелов-хранителей, простодушного рукастого Малкольма, «одиннадцати лет от роду, рыжего, невысокого и крепко сбитого», и острой на язык пятнадцатилетней Эллис, «высокой худющей девицы с темными волосами», все закончилось бы прямо там, на берегу Темзы, без всяких богословских диспутов и путешествий между мирами.

За эти годы Пулман стал мягче, толерантнее к своим оппонентам. Теперь за «нашу» команду, то есть за Лиру, играют отважные монашки, сестры из монастыря святой Розамунды, рискнувшие дать прямой отпор агентам ДСК. Но борьбе спецслужб посвящена только первая половина «Прекрасной дикарки». Конец этим по-британски чопорным шпионским играм кладет небывалой силы наводнение: Темза выходит из берегов, и Англия с необычайной легкостью погружается в мир дохристианского мифа, где королева эльфов охотится за человеческими детенышами, языческие речные боги открывают и закрывают шлюзы, а Остров блаженных ждет усталых путников.

Интересная штука: квазивикторианский мир, который рисует Филип Пулман, — милый, комфортный, уютный, как старые домашние тапочки, просто мимими, натуральная Хоббитания из «Туда и обратно». В то же время люди, дерзнувшие высказать недовольство делами Матери-Церкви, исчезают тут без следа, духовные братья Павлика Морозова с наслаждением стучат на строгих родителей и постылых учителей, а волны прибивают к оксфордскому пирсу раздувшиеся трупы. Никакого диссонанса, ощущения фальши — антиутопия уживается с подростковым авантюрным романом без истерик с битьем посуды и разделом имущества. Классическая британская школа, потрясающая выдержка и умение сохранять лицо, что бы ни случилось, — одним этим романы Пулмана заслужили место на полке с книгами его главных идеологических противников: Толкина, Льюиса и Честертона.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Горький
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

7 понравилось 0 добавить в избранное