20 декабря 2021 г., 08:00

9K

«Я хочу стать бессмертной»: жизнь и творчество Энн Райс, подарившей миру «Интервью с вампиром»

86 понравилось 4 комментария 18 добавить в избранное

О девочке с мужским именем, ставшей писательницей, пережившей депрессию и написавшей роман, прославивший и её, и Брэда Питта, расскажет наш колумнист Энджи Эфенди.

В своём твиттере Кристофер Райс, сын писательницы Энн Райс , сообщил, что его мать скончалась 11 декабря из-за осложнений, вызванных инсультом. Ей было 80 лет.

Её роман «Интервью с вампиром» стал культурным феноменом, особенно после экранизации книги в 1994-м году режиссёром Нилом Джорданом. Готическая романтика её книг открыла путь для более поздних писателей, а также пришлась по вкусу читателям.

Серия «Вампирские хроники» была продана тиражом более 80 миллионов копий по всему миру.

Почти все её книги соотносятся с тем или иным историческим периодом, как она сама замечала, в её библиотеке хранится громадное количество исследований. Она отдавала предпочтение бумажным книгам, так как могла исписывать поля собственными примечаниями. В середине нулевых Энн Райс даже написала две книги про Иисуса Христа, что явилось её ответом на свои всегда сложные взаимоотношения с религией.

Энн Райс родилась 4 октября 1941 года. При рождении мать дала ей мужское имя Говард, как и у её отца. Девочка ненавидела собственное имя и с момента, как пошла в школу, сама для себя выбрала имя Энн.

Со своим мужем Стэном Райсом познакомилась ещё в ранней юности. Они поженились, когда Энн было двадцать лет, оба окончили университет Сан-Франциско, оба были склонны литературному творчеству. Сначала «Интервью с вампиром» появилось у писательницы в качестве рассказа. Но затем у пары начались чёрные дни — их четырёхлетней дочери Мишель поставили диагноз лейкемия и через два года ребёнка не стало.

Последующие пять лет стали периодом депрессии писательницы.

Но именно тогда она превратила свой рассказ в роман, причём признавала, что в чертах девочки-вампира Клаудии, навсегда застрявшей в детском теле, отразились черты её дочери. «Я думаю, что все мои произведения были частью сражения с моими собственными страхами», — говорила она в интервью в 95-м году.

«Когда я пишу, я знакомлюсь со своими худшими страхами, а затем веду своего героя прямо в центр тех ситуаций, которые ужасают меня саму. И я думаю, что объединение всех этих страхов, кошмаров и сумбура в одну упорядоченную историю обладало для меня очень терапевтическим эффектом. Это определённо помогает мне жить дальше».

В 1978-м году у пары родился другой ребёнок — сын Кристофер. Сейчас он успешный писатель, ведёт свой подкаст и даже написал в соавторстве с матерью книгу Страсть Клеопатры .

o-o.jpeg Фото: Энн Райс с мужем Стэном и сыном Кристофером

Роман «Интервью с вампиром» Райс написала за пять недель.

Второй раз так же лихорадочно она писала, когда создавала одно из продолжений «Мемнох-дьявол» (четыре недели). Следует отметить, что оба романа не столько о жизни вампиров, сколько размышления о Боге и мире, попытка понять, для чего же существует мир, кто и какую функцию выполняет в нём. Именно эти вопросы всегда для Энн Райс всегда определяли её собственную жизнь.

«Интервью вампиром», как и все «Вампирские хроники», задали новый образ для упырей — нечто сродни с байроническими героями, слишком утомленными хищной и насыщенной жизнью, сексуальными и порочными.

Этот образ ответил ожиданиям готической субкультуры и книга стала культовой.

Долгое время этот роман Райс был самым популярным произведением про вампиров, уступая только «Дракуле» Брэма Стокера. Книга оказала влияние и на Стефани Майер, а вампирская тема с середины нулевых обратилась к более молодёжному и гламурному облику вампиров, обладающих меньшей пресыщенностью. Но образ, заданный Энн Райс, возвращается. Телеканал АМС приобрёл права на экранизацию ее романов и в 2022-м году планируется экранизация «Интервью» в формате сериала, равно как и продолжение сериала сюжетами из остальной серии «Вампирских хроник».

«Интервью вампиром» захотели экранизировать раньше, чем напечатали. Paramount выкупила права на книгу за 150 тысяч долларов, что породило конкуренцию среди издательств, и издательство Ballantine купило права на публикацию в мягкой обложке за 750 тысяч долларов, что эквивалентно трём миллионам долларов на сегодняшний день. Перед публикацией роман всё-таки заставили переписать, расширить. И даже настояли на некоторых правках, за которые фанаты и сама писательница должны быть благодарны, так как любимый персонаж Лестат в первой версии книги умирал в пожаре. Но впоследствии именно он стал главным действующим лицом серии, с ним, как говорила сама Райс, она сроднилась настолько, что сама вместе с ним переживала его погружение в преисподнюю.

Однако, экранизация попала в производственный ад и книга была экранизирована только почти через восемнадцать лет.

Роман о двух вампирах — Лестате и Луи, которые живут вместе с маленькой Клаудией — уже выросшей ментально, но физически так и оставшейся десятилетней, породил сложный вопрос о том, как можно переносить на экран книгу об однополой паре, живущей вместе с усыновленным ребенком, сильно тормозил процесс. Все понимали, что постановка будет скандальной, что с одной стороны останавливало продюсеров, а с другой — подогревало интерес аудитории. Луи пытались даже поменять пол и на главные роли прочили Шер или Анжелику Хьюстон.

В начале 90-х фильм всё-таки взяли в производство, но сама Энн Райс была в ужасе от кастинга. Ей практически в каждом интервью припоминали, как она возражала против Тома Круза в роли Лестата и даже назвала исполнителя роли Луи, Брэда Питта, «адской куклой Барби». Состав при том был совершенно звёздным, кроме Тома Круза и Брэда Питта — юная Кирстен Данст и знойный красавец Антонио Бандерас. Сам Брэд Питт был тоже далеко не доволен ролью, однако именно она принесла ему первый громкий успех. Фильм снимался по ночам, и потому актёры сами перешли на депрессивный вампирский образ жизни, да ещё фильм полностью сменил концепт книги. Никаких поисков себя или философских вопросов — только противостояние вампиров и немного фирменного чёрного юмора Нила Джордана. Питт даже подумывал покинуть проект, но его поставили перед слишком большой неустойкой. А Кирстен Данст отзывалась о своём поцелуе с Брэдом Питтом в фильме, что «это было отвратительным».

Говорят, что перед нанесением грима актёров заставляли довольно долго висеть вниз головой, чтобы на лице проступили вены.

Фильм стал успешен, несмотря на все эти недобрые предзнаменования. Красивый и изысканный он не впечатлил фанатов, которые жаждали более глубоких философских разговоров и понравился далеко не всем критикам, но зато зацепил намного больше аудитории среди тех, кто не увлекался до того готической романтикой. Даже сама Райс полюбила в конечном счёте фильм и Тома Круза:

«Когда я увидела [в фильме] Тома Круза, проходящего мимо москитной сетки на кровати, услышала его голос, вдруг поняла, что это Лестат. Я осознала это мгновенно. Ему удалось это воплощение. И я ему поверила. Этот актёр по какой-то причине действительно вступил в контакт с этим персонажем, и он создал его потрясающую версию. Он сделал Лестата своим, не забирая у меня моего Лестата, и в результате я испытываю огромную любовь к Тому».

Кадры из фильма «Интервью вампиром» (1994 год)
Источник: kinopoisk.ru

Экранизация породила настоящий культ среди молодёжи, как говорила сама писательница:

«На собственных автограф-сессиях я самая скучная персона из присутствующих. Все разодеты в бархат и кружево и дарят мне мёртвые розы, обёрнутые в кожаные наручи. И мне это нравится».

Энн Райс не стала писателем одной книги или одного направления. Она развивала несколько серий, включая серию «Жизнь Мэйфейрских ведьм», в которой отразился любимый ею Новый Орлеан, из которого она уезжала и в который возвращалась всю жизнь. Она писала про разные исторические периоды и не желала останавливаться. Своими любимым писателями она называла Льва Толстого и Чарльза Диккенса. А ещё собственного мужа. «Я хочу быть любимой и чтобы обо мне никогда не забыли», говорила она. «Я очень жадная, знаете ли. Я хочу быть бессмертной».

Энн Райс не приняла всемирное увлечение вампирами Стефани Майер.

Её прямой характер и отсутствие боязни конфликтов заставили её высказаться о том, что её собственные вампиры Лестат и Луи никогда бы не причинили вреда бессмертным, решившим коротать вечность, снова и снова посещая среднюю школу в маленьком городку, точно так же, как они не стали бы вредить инвалидам с физическими или умственными недостатками.

Книги Энн Райс про Христа отразили её сложные отношения с религией, её богоискания. К окончательному решению она пришла в 2010-м году, когда написала в Фейсбуке:

«Тем, кому это интересно, и я пойму, если вам всё равно: сегодня я перестала быть христианкой. Я остаюсь верной Христу, но больше не считаю себя частью христианского сообщества».

Её искания своего пути к Богу нашли отражение и в обращении в Фейсбуке Кристофера к её читателям:

«Как моя мать, она поддерживала меня без всяких условий, она научила меня принимать мои мечты, отвергать конформизм и бросать вызов тёмным голосам страха и неуверенности в себе. Как писатель, она дала мне силы бросать вызов жанровым границам и не бояться собственных страстей. В её последние часы я сидел рядом с её больничной постелью и испытывал благоговение перед её достижениями и её храбростью, погружённый в воспоминания о жизни, которая перенесла нас из туманных холмов залива Сан-Франциско на колдовские улицы Нового Орлеана, к мерцающим аллеям Южной Калифорнии. Давайте утешимся общей надеждой, что сейчас Энн получает восхитительные ответы на многие духовные и вселенские вопросы, поиски которых определили её жизнь и карьеру».

Энн Райс не боялась выражать свою позицию, участвовать и во вполне земных делах. Потому что для неё это тоже было частью духовного поиска. По её словам:

«Я та, кто рос на принципе, что зло побеждает тогда, когда хорошие люди ничего не делают. И я продолжаю верить этому утверждению».

В группу Статьи Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

86 понравилось 18 добавить в избранное

Комментарии 4

Она была просто невероятная. Спасибо за пост.

Очень интересная статья. И финальная цитата с оптимистичной нотой.
Спасибо)

На протяжении всей моей жизни эта писательница оставалась и остаётся самой любимой и значимой,  а её книги прошли со мной через многие года и обстоятельства. Мне искренне жаль, что мир больше не увидит её творений и завершённых циклов. 
Ушла ещё одна эпоха,  а я так и не смирилась с предыдущей, со смертью Майкла Джексона.
Навсегда в моем сердце!
зло побеждает тогда, когда хорошие люди ничего не делают

Выражение точно имеет смысл. Как точно сказано. Примерно как "добро должно быть с кулаками".

Читайте также