12 апреля 2023 г., 00:16

34K

Нестыдное удовольствие: год чтения любовных романов

92 понравилось 6 комментариев 30 добавить в избранное

Кэти Фустич о том, как открыть новые перспективы в недооцененном жанре

То, что началось как невинный флирт, быстро переросло в полноценный роман. Откуда мне было знать, что покупка стоимостью $7.99 в аэропорту Ла-Гуардия заставит мои ладони вспотеть, а сердце — забиться сильнее? Я уже несколько лет не летала. Будучи на нервах, я покинула хаос, царивший у входа на посадку, ради святая святых — Hudson News. Между биографиями почивших президентов и толстой книгой с кроссвордами я заметила ее — мою идеальную книгу. «Нет, — подумала я. — Я не могу».

Я прогуливалась по магазину, делая вид, что интересуюсь снежными шарами с Таймс-сквером и компактными упаковками пепто-бисмола, а сама украдкой бросала взгляды на книги в мягкой обложке. Когда по громкой связи прозвучало объявление о посадке, я поняла: сейчас или никогда. Схватила книгу, чуть ли не бросила в продавца деньги и поспешила к своему выходу с новеньким экземпляром романа «Герцог и я»  Джулии Куин  — именно он лег в основу сериала Netflix «Бриджертоны».

Во время полета благодаря книге Куин у меня случилось большое литературное откровение. Не то чтобы Дафна Бриджертон изменила мое восприятие времени и пространства (честно говоря, я ожидала больше описаний красивых платьев) — просто я осознала, что никогда не читала любовных романов. Сколько раз я проходила мимо целого отдела в книжном или библиотеке, подсознательно воспринимая романтику как нечто несерьезное, на что не стоит тратить время? Годы, которые сформировали меня как читательницу и писательницу, я провела за безоговорочным потреблением того, что умершие академики-мужчины считали важным для литературного канона.

К счастью, в конце концов я поняла: для того, чтобы тебя считали мастером слова, не обязательно считать «Робинзона Крузо» хорошей книгой. Я осознала, что «постыдное удовольствие» может быть просто «удовольствием» и позволила себе разбираться в научной фантастике, детективах, графических романах и мемуарах знаменитостей так же хорошо, как в актерском составе «Кентерберийских рассказов». И хотя мне удалось наделить чтение таких книг, как «Правда о бриллиантах» ( The Truth About Diamonds ) Николь Ричи, некоторым интеллектуальным смыслом, нельзя сказать того же о любовных романах.

Любовный роман — единственный жанр, который считается крайне антиинтеллектуальным. Если вы читаете такую литературу, у других людей каким-то образом появляется основание считать вас менее интеллектуальным человеком. Благодаря роману «Герцог и я» я поняла, что главное — получать от книги безумно много удовольствия, а мнение людей ничего не значит. Я осознала, что любовные романы — это последний рубеж в моем путешествии от бездумного последователя академической мысли к всеядной литературной независимости. Печать сорвана, я начинаю серьезное исследование жанра!

Перенесемся на год вперед: я только что закончила читать «Проклятие поцелуя» ( The Kiss Curse ) Эрин Стерлинг  — продолжение «Проклятого бывшего» . До этого я отполировала «Любителей книг» ( Book Lovers ) Эмили Генри и «Случайный пин-ап» (The Accidental Pin-up) Даниэлы Джексон. Всего к концу 2022 года я должна была прочитать 15 любовных романов. Я видела многое — начиная оборотнями и разведчиками-большевиками и заканчивая драмой в маленьком городишке, достойной телеканала Hallmark.

Я читала сюжеты о мужчинах и женщинах в любой возможной комбинации: из друзей в любовники, из врагов в родственные души, из коллег в пару. И хотя я, безусловно, съеживалась от стыда при виде совершенно некорректного использования автором фразы «просто отпад», мне понравилось читать истории о том, как квир-персонажи, люди с ограниченными возможностями, полные и темнокожие влюбляются и претворяют свои мечты в жизнь. У всех этих историй была лишь одна общая вещь, наиболее известная как Золотое правило любовных романов: счастливый конец.

Для ранних этапов моего пути были характерны в равной степени наслаждение новизной историй и неловкость из-за того, что я столько времени пренебрегала этим жанром. Я поняла, насколько остро фанаты романтики осознают ее репутацию. Хотя многие читатели любовных романов горячо выступают за признание ценности этого жанра, большинство, если не все, в курсе, что массовый читатель воспринимает любовные романы как нечто «дрянное». В одном опросе большинство читателей романтики признались, что хотя бы раз прятали то, что читали. Такие направления, как научная фантастика и фэнтези, хоть и заняли надежное место на периферии литературного мира, но так и не смогли пробиться в мэйнстрим.

Вы бы удивились, если бы обнаружили, что кто-то утаивает свой экземпляр «Игры престолов» из-за того, его вкус может быть поставлен под сомнение. В то же время отзывы GoodReads на книги Коллин Гувер часто начинаются с неизбежного: «я обычно не читаю любовные романы, НО…». Словно люди хотят убедить себя и других, что они лишь попробовали воду кончиком пальца и, как только закончат свое трехзвездочное эссе на тему «почему взаимная влюбленность двух людей — это до боли нереалистично», продолжат читать более серьезные произведения.

Как и многие другие явления в этом мире, многое можно объяснить мизогинией. Опросы показывают, что явное большинство писателей и читателей любовных романов — женщины. Многие заметили явную связь между особенностью жанра — «для женщин и от женщин» — и его постоянной ролью в качестве объекта насмешек. Некоторые недоброжелатели даже выводят свою ненависть на новый уровень: консерваторы, зачастую религиозные, заявляют, что любовные романы вызывают привыкание и из-за них женщины теряют другие ценности: например, перестают мириться с тем, что их мужья плохи в сексе. Даже врачи жаловались на то, что любовные романы мешают им работать, и просили пациентов вынести книги из кабинета.

В мире книгоиздательства любовные романы постоянно вытесняются их более высокохудожественными собратьями. И хотя сообщество любителей романтики спокойно играет в своем углу песочницы, писатели и редакторы, которые считают это увлечение бессмысленным, требуют постоянно отстаивать честь жанра. Ранняя феминистка Мэри Уолстонкрафт призывала женщин не читать «столь банальные работы» «бестолковых романисток» и развила мысль о том, что женщины будут равны в глазах общества, только если займутся чем-то более серьезным.

Джордж Элиот высказывалась еще более категорично и написала «Глупые романы дам-романисток» (Silly Novels by Lady Novelists), длинное эссе, в котором широко используется слово «вздор». Эти взгляды сохранились и до нашего времени. Вскоре после получения Пулитцеровской премии Дженнифер Иган дала интервью, в котором говорила о «чиклите» как о чем-то «вторичном и банальном». Кертис Ситтенфелд объявила, что перестала читать любовные романы, потому что «большинство […] плохо написаны». Как ни странно, интервью Ситтенфелд проводилось в рамках продвижения ее романа «Подходящий жених» ( Eligible ), современного ретеллинга «Гордости и предубеждения» .

В таком случае к какому роду литературы писательницы вроде Ситтенфельд отнесли бы работы Джейн Остин ? Посоветовала бы Иган сестрам Бронте метить выше и сосредоточиться на вопросах, не связанных с человеческими чувствами? Кому дается право определять, что «литературно», а что — просто ерунда? Я в полной мере осознала случайность этого разграничения, только когда прочитала «Разговоры с друзьями»  Салли Руни  — исключение среди масс-маркета в мягких обложках, которым было наполнено то лето. Я восхищалась искренними персонажами Руни и пылкими описаниями интимных сцен.

Закрыв книгу в последний раз, я глубоко вдохнула, будто пытаясь запечатлеть этот читательский опыт. Но как бы взволнована я ни была, я была и совершенно сбита с толку: в «Разговорах с друзьями» не было ничего, что отличало бы их от горы любовных романов, скопившихся у моей кровати. Я говорю это не для того, чтобы осудить и преуменьшить заслуги Руни — писательницы, которую я люблю и которой восхищаюсь — а поставить под сомнение литературное ханжество, определяющее, кто достоин, а кто недостоин стать объектом нашего интеллектуального любопытства.

После года чтения любовных романов я не могу избавиться от ощущения, что раскрыла большую книжную тайну, которой не осмеливаюсь поделиться с другими — ведь мне могут не поверить. Но вот я здесь, моя любовь к чтению и писательству получила второе дыхание благодаря нескольким тысячам страниц, наполненных кристально чистыми образами, колкими диалогами, остросоциальными высказываниями, заставляющими задуматься, и да — множеством хорошего секса.

Многие высоко оцененные критиками произведения сосредотачиваются на глубочайшей монотонности человеческого существования. Чтение любовных романов освободило меня от ошибочного представления о том, что наличие страданий говорит и о наличии смысла. Я воспринимаю романтику не как способ убежать от реальности и успокоить встревоженный ум, а как средство, которое помогло мне восстановить связь с той частью меня, которая чуть не выгорела дотла.

Впервые с тех времен, когда я, будучи подростком, набрасывала по ночам фанфики по «Уиллу и Грейс», мои сеансы писательства не омрачены преждевременной тревогой из-за того, что я никогда не стану Вирджинией Вульф. Я чувствую, что контролирую свою литературную идентичность, свободна ото всех «я должна», которые определяли то, что я читаю и пишу. Как выяснилось, в мире романтики литературный успех может разительно отличаться от того образа, который хотят навязать стойкие приверженцы индустрии: писатели любовных романов добиваются гораздо большего успеха с помощью самиздата или вирусного маркетинга на #BookTok. Там, где одни видят случайное везение, я вижу жанр, который может вдохнуть новую жизнь в застоявшийся издательский бизнес.

И хотя я обращаюсь к вам, проповедуя Евангелие от любовных романов, будто это какое-то недавно обнаруженное лекарство от всех болезней, я знаю, что не единственная, кто видит все то богатство, которое готов предложить этот жанр. Я была приятно удивлена, когда ранее в этом году вышел роман Акваеке Эмези «Ты одурачила смерть своей красотой» ( You Made a Fool of Death With Your Beauty ). Писатель настоял на том, чтобы роман считали во всех отношениях не «литературным», а «любовным», и выразил мнение, что любовные романы могут открыть новые возможности касательно того, как мы выражаем и принимаем любовь. Я провела весь последний год, переживая это откровение на себе. И средства, и идеи любовных романов, кажется, полны новых открытий — стоит только направить взгляд в нужную сторону.

Кэти Фустич (Katie Fustich)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
92 понравилось 30 добавить в избранное

Комментарии 6

Вот прямо про меня. Так и хочется начать свой комментарий с сакраментального: "Я обычно не читаю любовные романы..."
Кстати, мне несколько раз "прилетало" от девушек, которым эти книги нравятся. Причем смысл посланий был один и тот же. Я якобы обедняю себя, отказавшись от целого мощного пласта литературы. О как. То есть, мнение автора статьи, что любовные романы, как правило, скромно ютятся в сторонке и издатели их обходят стороной, разделяют далеко не все. У нас некоторые издательства под романтику отводили целые серии. А что творится на самииздатовских площадках... там вообще имеет место обратная тенденция. Там все прочие жанры, кроме романтики, литРПГ и фентези про попаданцев скромно жмутся по углам, не рискуя заявить о себе.
Повторяю, я ПОЧТИ не читаю любовных романов. Причина проста и банальна - в простоте сюжета. Лично для меня в них уже нет интереса. Я и так знаю, что героиня выйдет замуж за того типа с обложки. Иногда мне случалось начать чтение любовного романа, но я, как правило, бросала его на моменте встречи главных героев. И если дочитывала до конца, то ради фона и некоторых моментиков. Помнится, читала я давно один роман. Про любовь некоей леди и рыцаря. Любовная линия на фоне средневековых замков, турниров, дворцовых интриг и всего такого прочего. Сюжетная линия забылась, хотя она была проста - сперва они друг друга ненавидят, но обстоятельства заставляют их быть вместе и они постепенно друг в друга влюбляются (больше не в кого, на материке только они двое и живут). Так вот. Я не помню ТОЧНО, какова там была линия. Не помню ни названия, ни фамилии автора и под угрозой жизни не вспомню имени героини. Но что однажды на завтрак в качестве десерта подавали засахаренные фиалки - это врезалось в память. Это вот было интересно. Или другой какой-то роман. Я ничего о нем не помню, но что на заднем плане пару раз мелькнул Шекспир, с которым был знаком один из героев - это запомнилось. И уж если читаю и дочитываю романы о любви, то ради и из-за таких вот "мелочей".

Как можно делить литературу таким образом? Ведь в прославленной фантастике тоже есть любовь. Например, я «Дверь в лето» Хайнлайна читала с большим интересом, когда появились намеки на крайне странную (в хорошем смысле) романтическую линию. Что уж про классику писать… Не важно, из какой страны классик, но большинство его книг точно на отношениях героев завязаны. 
Про себя добавлю, что время от времени хочется действительно почитать произведения, где основу составляет любовь. Конечно, если она не совсем глупая и не является культом, мол, ради любви единой и живем все. Но качественную романтику читать очень приятно. Думаю, во мне откликаются многие чувства и страсти героев именно потому, что я одинока и в жизни это все получаю в основном из книг и песен, а не из-за того, что во мне может скрываться ванильный щенок, любящий подглядывать за парочками. 
Так что меньше стыда, господа. Прежде, чем обвинять себя или других, стоит вспомнить, что читать вообще не может быть стыдно. 
F_C_R_, ой, ну как же вы хорошо сказали!"Читать не может быть стыдно!"
Осталось только диссертацию защитить😂😂😂😂 Сколько же комплексов то ....
"массовый читатель обесценивает романтику" орнул в голос. все же только и делают ,что классику читают , а не романы))
даже при выборе книг люди видимо пытаются подстроиться под толпу: "буду читать этого автора, так как он сейчас популярен." или "а вдруг кто узнает, что я читаю Остин. позор же".

надо понять, что все мы (ну или большинство) читаем ради удовольствия. не нужно ни на кого смотреть и ни за кем гнаться.

я тоже чтение Улисса и Дон кихота разбавляла  лёгкой классикой, детскими книгами и романами :D

Читайте также