Больше рецензий

28 апреля 2024 г. 20:18

209

5 Сладка ягода — лишь весною, горька ягода — круглый год

Всё-таки у каждой книги должно быть время. Хотела подтянуть её на летне-осенний сезон, а всё само собой решилось (и поняла, что все эти подборки по сезону-настроению плохо мне даются). Хотя всё располагало к тому, чтобы впасть в меланхолию из-за прекрасной русской прозы. И нет, это не насмешка и не ирония. Я, конечно, не стала бы сравнивать это с Набоковым, но у Веры есть хороший слог и необходимость высказать мысли, опыт, который нужно переработать в книгу, видимо. И мы сейчас не о конкретных посылах, а о какой-то схожей «боли поколения». Оказывается, пришло время и для таких книг. Хотя по моему мироощущению, хоть и попадались детали, знакомые по собственному детству, для меня история, рассказанная здесь, скорее была фоном в детстве, но страшным образом она возвращается сейчас. И дело даже не в том, в Москве ты живёшь или нет, а в размахе, достигающем новостями любую точку. И вот страхи героев, живущих в этой нестабильной обстановке, они кажутся даже важнее всего остального. Установки, страшная реальность — всё выходит вперёд, и то тяжёлое прошлое, которое многие несут за собой от родителей и других родственников и не могут от него избавиться. Наверное, это не только примета времени, а порой и сейчас печальная реальность, но когда ты читаешь о том, как в этой книге родители буквально ненавидят своих детей... становится плохо, что все их несчастья от этой неудовлетворённости и ненадёжности жизни. Но вместо того чтобы признать это потом, они продолжают полировать себя любимых и продолжать ненавидеть. Впрочем, у них нет другого выхода, они привыкли. И это вот счастливые люди, выросшие в Союзе? Может быть, отчасти да, когда у тебя есть стабильность, нестабильность может тебя уничтожить. Но родители героев — это действительно пособие по монстрологии. И ведь вроде не удивляешься уже, сейчас таких историй и по телевизору, и в сети, а всё-таки... Знаете, ещё про отношения главных героев. С одной стороны, я думаю об этом как об удачном крючке (в художественной литературе для меня это в умелых руках никогда не было дикостью), с другой — как выжимающей до боли трагедии, а, сев писать, я поняла, что есть ещё третья. Какими могли вырасти люди в разлагающемся мире, который не может удержаться на собственной оси. Да, каждому поколению своих потерянных, и не все бросаются в подобное, но Женя и Илья — лишь одно из искажений той реальности, в которой они жили. Даша и вовсе будто сошла со страниц сказки про королевство кривых зеркал, где ты отражаешься с короной на голове, а позади тебя отец бьёт мать, но ты даже не оборачиваешься, потому что он говорит тебе «принцесса». А потом кривое зеркало замерзает пьяным на морозе. Даша больше не принцесса. Нет, с одной стороны, она не виновата, что мать у неё в принципе к эмпатии неспособна, так чего ждать в этом случае, но с другой, она получает ровно то же в своей взрослой жизни. Финал даёт нам намёк, что, вероятно, случится. Но если это ответ Даше за её отношение к окружающим, да даже и к самой себе, то он несправедлив, какими часто бывают ошибки системы, у которой одинаковый отбор для всех. Эта история — эстетика отвратительного под одной обложкой. Я не смогла оторваться. Аудио и текст сменяли друг друга из-за моего нежелания расставаться с историей, пока она не подошла к своему открытому и завершённому одновременно финалу.

"Книжное путешествие"