Больше рецензий

21 мая 2023 г. 13:48

11K

3.5 «Как говорила его сестра, и я впервые с ней согласна, человек — сегодня человек, а завтра — земля». (с)

⠀⠀⠀Случайно наткнулась на книгу Екатерины Манойло в Букмейте, и её аннотация показалась интересно и завлекающей. Так и началось путешествие с книгой «Отец смотрит на запад». О книге я слышала очень мало, поэтому никаких особых ожиданий не было. После прочтения у меня остались противоречивые ощущения: с одной стороны, привлекают авторские стиль и слог, есть важные темы, но, с другой, в эту историю мало веришь. Она сначала откликается, а потом появляется неверие. Поэтому начальное хорошее впечатление сменилось сомнениями. Но обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Главная героиня Катя живёт в приграничном городе, где смешались русские и казахские традиции. Весь мир вокруг строится на этих традициях, которые впоследствии влияют на жизни обычных людей. Так и Катя попадает под влияние двух разных культур, становясь посередине между лагерями. После трагедии, которая разрушила её прежний мир и даже семью, она переезжает в Москву. Но тот мир не даст о себе забыть, даже спустя много лет. Кате предстоит столкнуться с проблемами, которые оставались в прошлом, но возникли перед ней в настоящем. Но даже в жестоком мире есть надежда.
⠀⠀⠀Повествование в этой книге довольно плавное и насыщенное, наполненное драматизмом и психологизмом. Главы, показывающие определённые периоды жизни персонажей (в частности, Кати и Аманбеке), рассказывают о непростых историях. Но при этом в непростых историях практически нет однозначных персонажей, т. к. каждый столкнулся со своей болью и пытается с ней жить. Наверное, Ирин Рудольфовн не вызывает вопросов, а про Аманбеке позже.
⠀⠀⠀В сюжете есть пару моментов, которые остались нелогичными для меня. Во-первых, непривычно, когда бабушек называют по имени, так ещё в уменьшительно-ласкательном виде. Знаю людей, которые называют родственников по имени и отчеству, но это довольно редкие явления. А тут и мама Кати называет свою маму Ирочкой, и сама Катя называет бабушку Ирочкой. Немного странный момент. Во-вторых, не совсем понятно, для чего Катя позвонила риелтору, когда была в склепе. Чем человек, который находится очень далеко, может помочь? При ужасе и страхе, очевидно, ты мало чем думаешь, но действие было слишком странным. В-третьих, то, что Катя нашла деньги, это прекрасно. Но этот момент не совсем показатель, что отец любил или как-то проявлял свою любовь к дочери. Ни разу не вспоминать дочь — отличная любовь (но стоит отметить, что и Катя не вспоминала). Все эти моменты объединены одним словом— странность. На них можно закрыть глаза и забить, но они слишком выделяются на фоне остального. Необычные (странные) сюжетные допущения, которые бросаются в глаза.
⠀⠀⠀Мир, показываемый нам в книге, очень жесток. Тут нет места сентиментальности, если, конечно, ты не «лучший пол» человечества. Это мужской мир, где работают определённые правила и принципы. В таком мире живут все наши герои. Сразу видно влияние таких условий на каждого: Тулин как зверь, для которого нет границ; Аманбеке с установками, что мужской пол лучше всех; отец Кати, который уделяет внимание Маратику, а не ей. Все маленькие детали складываются в одну неприятную картину — и там оказаться не хотелось бы. И если многие герои остаются там, то Кате удаётся вырваться из этого мир благодаря крёстной фее — своей бабушке. Но этот мир встречается Кате везде. Везде есть свои отбросы и свои проблемы. Даже Москва, которая у других воспринимается как место, где живут только богатые (причём сразу после переезда), не особо отличается во многих деталях.
Девочка-первенец воспринимается как неудача и в лучшем случае как нянька для будущего мальчика».
⠀⠀⠀Есть очарование в этой книге. Хотя очарование пугающее, потому что нередко слышишь истории про насильственный брак, про нелюбовь к старшему или младшему ребенку, про проблемы в семье и так далее. Авторский стиль привлекает. Обычно дьявол кроется в деталях, а в случае с этой книгой — очарование. Но одним неоднозначным моментом для меня является Маратик. Я люблю, когда реализм сочетается с чем-то сверхъестественным, но в этой истории не хотелось видеть паранормальный элемент. Он как будто дополнительно нагружает повествование и историю, и это показалось лишним.
«— Вера моя ещё не настолько крепка была. Боялась, что увижу вас и обратно к Богу не вернусь. А я ему обещала.
— А ты мне ничего не обещала?».
⠀⠀⠀Нравится, как добавлены темы в сюжет — актуальные и злободневные. Домашнее насилие, религия, семья и дети, традиции и скрепы, квартирные вопросы. Всё это показано на ура. Но есть одна тема, которая вызывает вопросы. Авторка хотела передать неоднозначность зла, но, как мне показалось, не получилось. В одном из интервью она говорит, что Аманбеке стал «злом» поневоле. Здесь можно согласиться, ведь кто знает, какими мы могли бы быть в её условиях и обстоятельствах жизни. Но это не должно оправдывать все то зло, которое она причинял своим близким. Также авторка предполагает, что из-за отношения Аманбеке к сыну Айнагуль читатель сможет смягчиться, всё же она его любит и ценит, но эта история аннулируется, когда видишь реакцию Аманбеке на смерть её брата. У неё реакция на смерть коровы и то эмоциональнее и ярче. Да, её может быть жаль из-за условий, в которых она обитал. Кто не ожесточится? Но к Аманбеке, хоть и зло поневоле, сложно относиться неоднозначно. К сожалению, в её случае получается однозначная реакция — негативная. Может быть, авторка не дотянула с темой неоднозначности, или это уже субъективный момент — всё н милость читателя.
⠀⠀⠀Под конец пропало ощущение уникального и необычного. Дело не в счастливом конце, а в том, как это было раскрыто. Поспешно и очень слабо. История довольно долго раскрывалась, а тут слишком быстро закончилась. Не хватило как будто ещё пару страниц — возможно, они бы изменили ситуацию. У финала есть интересная предыстория, о которой рассказывает авторка в одном из интервью, но даже так не меняется отношение к финалу. Слабовато для такой сильной по виду книги.
Выводы:
⠀⠀⠀В самом начале хотелось задаться вопросом — есть ли тут что-то автобиографичное? Поэтому стоит подчеркнуть, что авторка отрицает автобиографичность, несмотря на схожести и вдохновение. Плюс, тут есть допущение (появление Маратика), которое явно не вписывается в реализм. В итоге получился очень странный для меня роман. Он увлёк меня с первых страниц, но начал душить к концу. Сочетание мистического и реального, на мой взгляд, совершенно не красит историю, не подчёркивает лучшие стороны. Плюс, есть странные моменты, н которые мне сложно закрыть глаза. Я понимаю, почему эту книгу высоко оценили, но у меня не сложился мэтч, хотя есть очарование в книге. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Скорее да, чем нет. Несмотря на то что у меня сложилось противоречивое впечатление от книги, мне кажется, с ней стоит познакомиться. Эта книга изобилует важными злободневными проблемами и темами, о которых нужно говорить сегодня. Они остаются актуальными, и о них молчать невозможно. Поэтому эта книга очаровывает, но слабости в ней определённо есть.