Больше цитат

KlNOshka

6 декабря 2016 г., 21:47

«...Приучение к порядку и правилам — специальная работа, работа длительная, ежедневная и ежечасная! Часто она проходит трудно, с обидами и конфликтами. Хорошо известные «поля сражений» с детьми любого возраста — это еда, приготовление уроков, помощь по дому, укладывание спать и др. «...»
Итак, как же его приучать? Одного рецепта, конечно, нет, так как причины непослушания или неорганизованности ребёнка могут быть разные. «...»
Начинать как можно раньше. «...» Ребёнок осваивает беспрекословность родительского «нет». Так с самого раннего возраста по золотым крупинкам собирается опыт послушания и овладения правилами поведения.
Организовать среду и быт. Организованность ребёнка зависит от порядка вокруг него. Необходимо, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Чтобы ребёнок, как и остальные члены семьи, спал в своей кровати, по возможности сидел за столом на своём месте, ел из своей тарелки. Хорошо, когда в семье соблюдаются некоторые постоянные «ритуалы» — укладывания спать, прогулок, приёма гостей. «...»
Очень важны правила, связанные с едой: что, как и когда ребёнок ест, как он себя при этом ведёт. При этом ДЕТИ ВЫБИРАЮТ САМИ. Некоторые родители страстно хотят накормить ребёнка во что бы то ни стало. При этом они «забывают» о его естественной потребности в еде. У тревожной мамы ребёнок часто не успевает проголодаться, и поэтому плохо ест. Но, что ещё хуже, у него портится отношение к еде. Там, где на пути к естественному желанию встает принуждение, нарушается всё: и само желание, и поведение, и взаимоотношения.
Помочь ребёнку организовать себя. Просто отслеживать выполнение правил недостаточно. Очень важно, чтобы родитель был включен в общение с ребёнком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной. (Ситуация — мама зовёт ребёнка кушать после игры в песочнице. — прим.) Во-первых, говорить очень доброжелательно ("моя хорошая, как хорошо ты мне помогаешь!"), поддерживая приятный тон общения. Во-вторых, подстраиваться под темп ребёнка, которому нужно оторваться от игры и начать собираться – что всегда не просто дается ребёнку (говорить "потихоньку собираться", и самому действовать не спеша). В-третьих, «озвучивать» и организовывать действия ребёнка, помогая ему и в то же время сохраняя его инициативу — предложить отряхнуть руки, сложить игрушки, не забыть другие. В-четвертых, планировать следующие ближайшие шаги, при этом делая их привлекательными ("вкусный супчик"). В результате следует естественное послушание ребёнка, а вместе с ним — приучение его к порядку и дисциплине.
С дошкольного возраста приходится приучать детей и к более сложным вещам. Например, важно, чтобы они научились держать своё слово, выполнять взятые на себя обязательства. Бесконфликтно приучать ребёнка выполнять своё обещание — важная задача, но она, как и остальные «приучения», требует терпения, деликатности, а иногда и изобретательности родителей.
Использовать «внешние средства». Это наглядный материал в виде картинок, списков, инструкций, расписаний и т. п., которые напоминают ребёнку что́, когда и в какой последовательности надо делать. Они замещают «руководящие указания» взрослого и помогают самостоятельно справляться с делами. Введение внешнего средства помогает «убить сразу двух зайцев»: (1) снять нагрузку с родителя и (2) делегировать ответственность ребёнку.
Не бояться «уроков жизни». Всем известны естественные следствия неорганизованности или непослушания — это наказания, которые исходят от самой жизни. В тех случаях, когда ребёнку не хватает «сознательности», стоит не мешать ему столкнуться с негативными результатами его действий. Тогда ему некого будет винить, кроме самого себя, и он приобретёт ценный опыт. Когда за неправильные действия ребёнок наказывается «самой жизнью», то не стоит добавлять ещё родительские назидания.

Несколько основных методов и закономерностей, учёт которых помогает родителю и ребёнку в нелегкой задаче приучения:
– Приучение надо начинать по возможности рано и делать это систематически. Важно помнить о естественных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку;
– Вначале следует помогать ребёнку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность. В «переходный период» стоит помнить о внешних средствах;
– Исключительно важно следить за доброжелательным тоном общения, особенно если приучение идет трудно;
– Полезно помнить правило: «На ошибках учатся». Не следует «стелить соломку» везде, где ребёнок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встретиться с неприятными последствиями своих действий
...
»

Гиппенрейтер Юлия Борисовна "Продолжаем общаться с ребёнком. Так?"
2008 год