Данте Алигьери (Дуранте дельи Алигьери) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.
Краткая хронология
1265 — рождение Данте
1274 — первая встреча с Беатриче
1283 — вторая встреча с Беатриче
1290 — смерть Беатриче
1292 — создание повести «Новая жизнь»
1296 — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
1298 — женитьба Данте на Джемме Донати
1300 — приор Флоренции
1302 — изгнан из Флоренции
1304-1307 — «Пир»
1304-1306 — «О народном красноречии»
1306-1321 — «Божественная комедия»
1308 — Париж
1310 — возвращение в Италию
1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
1316-1317 — Равенна
1321 — Данте как посол Равенны отправляется в Венецию
В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну
Биография
Данте Алигьери родился (по одной из версий) 21 мая 1265 во Флоренции. Семья Данте принадлежала к городскому дворянству. О судьбе Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется.
Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. Но после вооруженного переворота 1302 он был изгнан и лишён гражданских прав, а затем и вообще приговорён к смертной казни. Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию.
В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние трубадуров, сицилийских поэтов и школы «сладостного нового стиля», воспевал свою возлюбленную Беатриче. Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе его романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292).
Затем были философские и политические трактаты — «Пир», «О народном красноречии», «Послания» — являющиеся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта. В трактате «Монархия» Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней. Церковь немедленно осудила трактат и приговорила к сожжению.
Вершиной творчества Данте является поэма «Комедия» (1307-1321), позднее названная «Божественной», отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали. Поэма изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
В поэме затронуты проблемы богословия, истории, науки, политики и морали, католические догмы вступают в столкновение с отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Данте волнует судьба Италии, раздираемой междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви.
«Божественная Комедия» — поэтическая энциклопедия Средних веков — непревзойдённый пример искусства как подражания, где за образец Данте берет всё сущее, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.
Последние годы жизни поэт провел в Равенне, где незадолго до смерти завершил «Божественную комедию». Умер Данте Алигьери 14 сентября 1321 от малярии.
Данте Алигьери (Дуранте дельи Алигьери) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной»,… Развернуть
Джованни Боккаччо - итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении "Декамерон" (1350-53, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма "Ворон" (1354-55, опубликована в 1487), книга "Жизнь Данте Алигьери" (ок. 1360, опубликована в 1477).
Незаконный сын флорентинского купца и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени и снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.
Дружба его с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в Флорентинском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людвигу Бранденбургскому, сыну Людвига Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.
Джованни Боккаччо - итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472),… Развернуть
Джеффри (Джефри, Готфрид) Чосер — английский поэт, «отец английской поэзии». Называется одним из основоположников английской национальной литературы и литературного английского языка, первым начал писать свои сочинения не на латыни, а на родном языке.
Его творчество называют предвосхищающим литературу английского Возрождения. Главным произведением Дж. Чосера указывают проникнутый реализмом стихотворный сборник новелл «Кентерберийские рассказы».
Первая запись, касающаяся Джефри Чосера, относится к 1357 году. Она была найдена в расходной книге Элизабет, графини Ольстерской, жены принца Лайонела. Здесь о нем упоминается как о паже, которому было куплено новое платье…
Спустя десять лет имя Чосера вновь появляется в документах. На этот раз он фигурирует как королевский камердинер. Зафиксировано и чрезвычайно важное для истории литературы поручение Чосеру в 1372 году вести переговоры с герцогом Генуи.
Произведения Чосера трудно датировать точно. Его ранние работы уже предвещают будущее мастерство, но они также и традиционны, и в большой степени экспериментальны. Языком Чосера был лондонский диалект его времени. Чосеровские строки текут непринужденно, они разнообразны.
Широкая слава, которой Чосер начал пользоваться еще при жизни, не только не померкла с течением времени, но даже возросла. В эпоху Возрождения Кэкстон напечатал текст его сочинений в 1478 и в 1484 годах.
В XIX веке возникает так называемое Чосеровское общество, по инициативе Фурниваля (основано в 1867 году). Цель его – издание критически проверенных текстов сочинений Чосера и изучение биографии поэта.
Джеффри (Джефри, Готфрид) Чосер — английский поэт, «отец английской поэзии». Называется одним из основоположников английской национальной литературы и литературного английского… Развернуть
Франческо Петрарка — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.
Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра.
Во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.
По выходе из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.
Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком (1341).
Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонна и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—1345 и 1347—1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием.
Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.
Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря. На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году.
Франческо Петрарка — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского. Петрарка… Развернуть
Ёсида Кэнко (яп. 吉田 兼好 Ёсида Кэнко:, наст. имя Урабэ Канэёси (яп. 卜部 兼好), 1283—1350) — японский писатель и поэт периодов Камакура и Муромати, автор дзуйхицу (эссе) «Записки от скуки» (Цурэдзурэгуса, яп. 徒然草, 1330—1332). Прославился также как поэт под своим настоящим именем Урабэ Канэёси. Его называли «одним из четырёх небесных поэтов». Служил при дворе с 17 лет, а после смерти экс-императора Гоуда в 1324 году стал буддийским монахом.
Ёсида Кэнко (яп. 吉田 兼好 Ёсида Кэнко:, наст. имя Урабэ Канэёси (яп. 卜部 兼好), 1283—1350) — японский писатель и поэт периодов Камакура и Муромати, автор дзуйхицу (эссе) «Записки от… Развернуть
Ло Гуаньчжун (англ. Luo Guanzhong), (наст. имя Ло Бэнь или Ло Гуань, прозвище Хухай саньжэнь, т. е. «праздный человек озёр и морей», ок. 1330 – 1400) — китайский писатель XIV века, которому приписывается создание классических романов «Троецарствие» и «Речные заводи». Окончательная обработка «Речных заводей» принадлежит Ши Найаню (возможно, псевдоним самого Ло Гуаньчжуна).
Ло был участником борьбы с монгольскими поработителями, сочинял песни и драмы. Традиция приписывает ему авторство нескольких исторических и фантастических сочинений, в том числе «Развеянные чары», переработанные впоследствии Фэн Мэнлуном. Роман-эпопея «Популярное повествование по “Истории Трех царств”» («“Саньго чжи” тунсу яньи», сокращенно – «Троецарствие») представляет собой литературную обработку официальной хроники и описывает события, сопутствующие падению династии Хань в 220 г., распаду Китая на три борющихся между собой царства и новому объединению страны под властью династии Цзинь в 280 г. (междоусобная борьба в Китае 184–280 гг., когда страну раздирала борьба за власть трех царств – царства Шу во главе с Лю Бэем, царства У во главе с Сунь Цюанем и царства Вэй во главе с Цао Цао). Первая же фраза романа стала в Китае пословицей и формулирует идею произведения, которая отражает представления китайской культуры о циклическом характере истории: «Великие силы Поднебесной после длительного разобщения неизменно воссоединяются, а после длительного воссоединения вновь разобщаются». У основных действующих лиц книги были реальные исторические прототипы. Лишь несколько второстепенных персонажей – плод воображения автора. Ло делит своих героев на положительных и отрицательных, в зависимости от их роли в истории страны. Автор романа воочию наблюдал анархию последних лет правления монгольской династии Юань. Он был свидетелем и первых лет царствования нового императора, основавшего династию Мин и восстановившего долгожданный порядок в стране. Писатель был противником раскола китайского общества, проповедовал идею добровольного единения враждующих политических групп и создал повествование большого патриотического звучания. Ло написал пьесу об основателе сунской династии Чжао Куан-ине (X в.) – «Повествование по “Истории падения Тан и Пяти династий”» («Цан Тан У дай ши яньи») и другие произведения. В некоторых источниках ему приписывается и авторство романа «Речные заводи» (или его редактура).
Ло Гуаньчжун (англ. Luo Guanzhong), (наст. имя Ло Бэнь или Ло Гуань, прозвище Хухай саньжэнь, т. е. «праздный человек озёр и морей», ок. 1330 – 1400) — китайский писатель XIV… Развернуть
Марко Поло — венецианский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира».
Считается, что Марко Поло родился в семье венецианского купца Николо Поло, семейство которого занималось торговлей ювелирными изделиями и пряностями. Поскольку свидетельств о рождении Марко Поло не сохранилось, традиционная версия о его рождении в Венеции была оспорена в XIX веке хорватскими исследователями, которые утверждают, что первые свидетельства пребывания семейства Поло в Венеции относятся ко второй половине XIII века, где на них ссылаются как Poli di Dalmazia, в то время как вплоть до 1430 года семейство Поло владело домом в Корчуле, ныне в Хорватии.
Кроме того, есть непризнанная большинством исследователей версия, согласно которой Марко Поло был поляком. Слово «поло» на титульном листе первого издания его книги пишется с маленькой буквы и указывает не на фамилию, а скорее - на национальность. А фамилия идет дальше. Но дело в том, что текст написан вокруг иллюстрации, и фамилия, не уместившаяся на горизонтальной строчке рядом с именем ушла на вертикальную и визуально не воспринимается, хотя написана с большой буквы. В этом можно убедиться, взглянув на фото титульного листа. Вот текст: "Das ist der edel Ritter. Marcho polo von Venedig..." - "Это - благородный рыцарь. Марк поляк фон Венедиг". А путешественник Бенедикт Поляк действительно существовал. До Поло он сопровождал Джованни Плано де Карпини в Монгольскую империю и оставил краткую хронику «О путешествии братьев меньших к татарам».
В 1260 году Никколо, отец Марко, вместе со своим братом Маттео отправились в Крым (в Судак), где у их третьего брата, которого также звали Марко, был свой торговый дом. Далее они двинулись по тому же маршруту, по которому в 1253 году прошёл Гийом де Рубрук. Проведя год в Сарай-Бату, братья двинулись дальше в Бухару. В связи с опасностью военных действий, которые вёл Берке (брат Батыя) в этом регионе, братья вынуждены были отложить возвращение домой. Пробыв в Бухаре три года и не имея возможности вернуться домой, они присоединились к персидскому каравану, который послал ильхан Хулагу в Ханбалык (современный Пекин) своему брату, монгольскому хану Хубилаю, который к тому времени практически завершил разгром китайской империи Сун и вскоре стал единоличным правителем Монгольской империи и китайских земель.
Зимой 1266 года братья достигли Пекина и были приняты Хубилаем, который, по словам братьев, дал им золотую пайцзу для свободной дороги назад и попросил их передать послание папе римскому с просьбой прислать ему масла с гробницы Христа в Иерусалиме и проповедников христианства. Вместе с братьями отправился и монгольский посол в Ватикан, однако, в дороге он заболел и отстал. В дороге Никколо узнал о смерти своей жены и о рождении сына, появившегося на свет через несколько дней после его отъезда, в 1254 году, и названного Марко. Прибыв в Венецию в 1269 году, братья обнаружили, что Папа Климент IV умер, а новый так и не был назначен. Желая поскорее выполнить поручение, они решили не дожидаться назначения нового папы, и в 1271 году отправились в Иерусалим, взяв с собой Марко.
В 1271 Маттео и Никколо Поло вместе с Марко отправились из Венеции в Иерусалим. Морским путём добрались до юго-восточного побережья Малой Азии и далее по суше проехали через Армянское нагорье, Месопотамию, Иранское нагорье, Памир и Кашгарию, и достигли Китая.
Первым китайским городом, в который в 1275 году добралось семейство Поло, был Шачжа (современный Дуньхуан). В том же году они добрались до летней резиденции Хубилая в Шанду. По словам Марко Поло, хан был им восхищён, давал различные поручения, не разрешал ему возвращаться в Венецию и даже в течение трёх лет держал его губернатором города Янчжоу (Глава CXLIV, Книга 2). Кроме того, семейство Поло (по утверждениям книги) участвовало в развитии армии хана и научило его использовать катапульты при осаде крепостей.
Описание жизни Поло в Китае редко следует хронологическому порядку, что составляет проблему в определении точного маршрута его путешествий. Но его описание достаточно точно географически, оно даёт ориентацию по сторонам света и расстояниям в терминах дней маршрута: «На юг от Паншина через один день пути большой и знатный город Каиу». Кроме того, Поло описывает повседневную жизнь китайцев, упоминая использование бумажных денег, типичные ремёсла и кулинарные традиции различных областей. Он пробыл в Китае семнадцать лет.
Несмотря на многочисленные просьбы семейства Поло, хан не хотел отпускать их от себя, но в 1291 году, когда он выдал одну из монгольских принцесс за персидского ильхана Аргуна, ему понадобилась помощь венецианцев, для того чтобы доставить невесту более безопасным морским путём.
Крайне мало известно о его жизни после возвращения из Китая. По некоторым данным, участвовал в войне с Генуей. После поражения в сражении при Курцоле в 1298 году Поло попал в плен к генуэзцам и находился там до мая 1299 года. Его рассказы о путешествиях были записаны ещё одним заключённым, Рустикелло (Рустичано), который занимался также написанием рыцарских романов. По некоторым данным, текст диктовался на венетском диалекте, по другим — он был записан на старофранцузском со вставками на итальянском. В связи с тем, что оригинальный манускрипт не сохранился, установить истину не представляется возможным.
После освобождения из генуэзского плена он вернулся в Венецию, женился и от этого брака у него было три дочери (две были выданы за купцов из Далмации, что, по мнению некоторых исследователей, подтверждает гипотезу о его хорватском происхождении, но сама жена была из известного венецианского рода, что скорее говорит об устоявшихся связях семейства Поло в Венеции). У него был также дом на углу улиц Rio di San Giovanni Crisostomo и Rio di San Lio. Есть документы о том, что он участвовал в двух мелких судебных процессах.
В 1324 году, будучи уже больным человеком, Поло написал своё завещание, в котором упомянута золотая пайцза, полученная от татарского хана (он получил её от дяди Маттео, который, в свою очередь, завещал её Марко в 1310 году). В том же 1324 году Марко умер и был похоронен в церкви Сан Лоренцо. В 1596 году его дом (где, по преданию, хранились вещи, привезённые им из китайского похода) сгорел. Церковь, в которой он был похоронен, в XIX веке была снесена.
Марко Поло — венецианский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Считается, что Марко Поло родился в… Развернуть
Ши Найань (кит. 施耐庵, пиньинь: Shī Nài'ān) — китайский писатель.
Автор романа «Речные заводи», считающегося одним из наиболее значимых прозаических произведений китайской литературы и являющегося одним из четырёх классических китайских романов.
Роман «Речные заводи» основан на народных сказаниях о подвигах и приключениях 108 повстанцев — «благородных разбойников» из лагеря на горе Ляншаньбо (провинция Шаньдун) под предводительством Сун Цзяна (1124-1127). Движение Сун Цзяна развернулось в правление 8-го императора династии Сун Хуэйцзуна и было связано с общей нестабильностью в империи, вызванной вторжением чжурчжэней, захвативших север страны и основавших собственную династию Цзинь (1115-1234).
Поскольку о жизни Ши Найаня известно очень мало, то некоторые исследователи полагают, что это может быть псевдоним известного писателя Ло Гуаньчжуна, в редакции которого и дошел до нас текст романа «Речные заводи».
Ши Найань (кит. 施耐庵, пиньинь: Shī Nài'ān) — китайский писатель.
Автор романа «Речные заводи», считающегося одним из наиболее значимых прозаических произведений китайской… Развернуть
Жан де Мен (Жан Клопинель, «Хромой» — Jean Clopinel) (ок. 1240 или 1250—1305) — французский поэт, сатирик, филолог, хорошо знал латынь и был знаком с произведениями выдающихся деятелей средневековой культуры, представитель французского свободомыслия, доктор богословия.
Родился в Мён-сюр-Луар в семье горожанина. Известен как автор второй части (ок. 18 000 стихов, написанных приблизительно в 1275 году) аллегорического «Романа о Розе» (первая часть принадлежит Гильому де Лоррису), в котором выразителями идей Жана де Мена являются Природа и Разум. С их точки зрения писатель и оценивает современное ему общество.
В философии природы Жан де Мен следует за Аристотелем, в вопросах этики — за Платоном, одновременно питая глубокое уважение к философам Средневековья. Сохранились его переводы с латинского языка, в том числе «Об утешении философией» Боэция (перевод был хорошо известен). В написанном им в конце жизни «Завещании» имеются сведения автобиографического характера. За многогранный характер знаний, за высказанные идеи, которые шли вразрез с феодально-церковным мировоззрением, Жана де Мена называют «Вольтером Средневековья».
Жан де Мен (Жан Клопинель, «Хромой» — Jean Clopinel) (ок. 1240 или 1250—1305) — французский поэт, сатирик, филолог, хорошо знал латынь и был знаком с произведениями выдающихся… Развернуть
Майстер Экхарт, известный также как Иоганн Экхарт (Johannes Eckhart) и Экхарт из Хоххайма (Eckhart von Hochheim; нем. Meister Eckhart; ок. 1260 — ок. 1328) — знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем существующем.
Титул «Meister», означающий по-немецки «мастер, учитель», указывает на академическое звание магистра теологии (Magister in theologia), полученное в Париже.
Родился в знатной семье в Хохгайме около 1260 года. Вступив в доминиканский орден, обучался в доминиканских школах и стал магистром теологии в 1302. Учился в Парижском университете. В 1303—1311 годах — провинциальный приор ордена в Саксонии. С 1311 года — профессор в Париже, с 1313 года — в Страсбурге и с 1320 года — учитель чтения в Кёльне.
Майстер Экхарт, известный также как Иоганн Экхарт (Johannes Eckhart) и Экхарт из Хоххайма (Eckhart von Hochheim; нем. Meister Eckhart; ок. 1260 — ок. 1328) — знаменитый… Развернуть
Шамсуддин Мухаммад Хафиз Ширази — персидский поэт и суфийский шейх, один из величайших лириков мировой литературы. В его поэзии создан образ нового, по сути ренессансного человека, вольнодумца с сильным личным началом, способного, несмотря на все перипетии судьбы, сохранять свое человеческое достоинство и стремление к счастью.
О биографии Хафиза достоверных сведений немного – он родился в Ширазе (совр. Иран) в начале 14 в. в бедной семье, посещал школу мактаб, где помимо религиозных дисциплин обучался стихосложению. Всю жизнь Шамседдин Мохаммед тянулся к знаниям и похоже, вначале зарабатывал на жизнь чтением наизусть сутр Корана – такой профессиональный чтец назывался «хафизом», а также преподавал богословие. После того, как при жизни он прославился как величайший мастер газели, прозвище Хафиз стало не только его литературным псевдонимом, но и именем нарицательным, означающим народного поэта. Хафиз никогда не покидал пределов родного Шираза, хотя ему предлагали переехать в Багдад и Индию. Он умер в Ширазе ориентировочно в 1389.
Диван (поэтический сборник) Хафиза включает 418 газелей, 5 крупных касыд-панегириков, 29 кыта, 41 рубаи и 3 месневи Дикая лань, Саки-наме и Моганни-наме. Несмотря на мастерское владение разными поэтическими формами восточного стихосложения, основная жанровая форма, прославившая имя Хафиза – газель. Возникшая в 10 в. персидская газель состоит из не более 12 двустиший (бейтов) с единой рифмой. В западной поэзии напрашивается аналогия газели с сонетом – там тоже отсутствует единая сюжетная линия, главное – это лирическая интонация, настроение, выражающее душевное состояние героя.
На первый взгляд, в лирике Хафиза преобладали традиционные для персидской поэзии темы вина и любви, мистического озарения, восхваления великих людей, жалобы на бренность и непознаваемость мира. Однако лирический герой Хафиза – полнокровный, живой человек, одержимый кипением противоречивых страстей. Он то аскет, мистик и духовидец, то скептик, вольнодумец и мечтатель, возвещающий человечеству наступление светлого земного царства, то забулдыга и дебошир, нарушитель спокойствия, до грубости резко обличающий духовенство и власть имущих.
Хафиз широко использовал в газелях образы и термины традиционной суфийской поэзии, которые допускали возможность двоякого толкования – реалистического и символического. В отличие от поэтов-суфиев, он призывал уйти от несправедливой действительности не в мистические грезы, а в поиски форм неистового эгоцентрического наслаждения, вуалирующие бунтарские и тираноборческие мотивы и высказывания.
Поэзия Хафиза популярна не только на Востоке. Знакомство с его творчеством произвело сильное впечатление на Гете и вдохновило его на создание цикла Западно-восточный диван. Стихи Хафиза переводил А.Фет. А.С.Пушкин в своем стихотворении Из Гафиза отдал дань восхищения самому поэту и в его лице всей персидской поэзии. В Иране и Таджикистане его стихи стали народными песнями. Диван Хафиза и по сей день – самое переиздаваемое произведение классического наследия в Иране и персоязычных странах.
Гуманистическая направленность газелей Хафиза была вызовом догмам ислама и мистической отрешенности суфизма. Он призывал служить своим любимым и близким людям, а не царю земному и небесному. Такая позиция до сих пор близка современному ощущению жизни, что делает поэзию Хафиза популярной и в 21 в.
Шамсуддин Мухаммад Хафиз Ширази — персидский поэт и суфийский шейх, один из величайших лириков мировой литературы. В его поэзии создан образ нового, по сути ренессансного… Развернуть
(1376-1452) Китайский писатель и поэт эпохи Мин.
Парижский переписчик книг (по другим данным — нотариус, коллекционер книг), алхимик, которому приписывают получение философского камня и эликсира жизни.
Николя Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в бедной семье. Считается, что его родители умерли, когда он был молодым, после их смерти Николя переезжает в Париж и становится общественным писарем.
После женитьбы на Перренелль, женщине зрелых лет и дважды вдове, Фламель арендует две мастерских, одну для себя, другую — для своих подмастерьев и копировальщиков. Всё имущество супругов переходит в совместное владение.
В 1357 году Фламель, будучи владельцем небольшой книжной лавки, приобретает для неё папирус, известный как «Книга Иудея Авраама». В течение 20 лет он пытается разгадать «тайный смысл» книги, часть которой была написана на арамейском языке. Для перевода этой части книги он под видом паломничества посещает еврейские общины Испании (в то время евреям запрещалось жить во Франции), после чего возникает миф о том, что Фламелю якобы удалось раскрыть секрет философского камня. Миф укрепился в связи с долгой жизнью Фламеля.
В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев становится собственником около 30 домов и участков земли. В старости он занимается меценатством, учреждает несколько фондов, вкладывает деньги в развитие искусства, финансирует постройки часовен и больниц.
В 1402 году умирает Перренелль, жена Николя. Сам Фламель умирает предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Поскольку у него не было детей, почти всё своё имущество он завещал этой церкви. После их смерти возникает легенда, что якобы Фламель предсказывал свою смерть и тщательно к ней готовился, что якобы на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель со своей женой скрылся. Легенда получает продолжение и всё чаще Фламеля с супругой «видят» после смерти, например в 1761 году на спектакле в Парижской опере.
В 1624 году выходит английский перевод его трудов «Тайное описание благословенного камня, именуемого философским».
Сохранился дом Фламеля, построенный в 1407 году, который считается старейшим зданием в Париже (Rue de Montmorency, 51. Метро Rambuteau)
До 1789 года госпиталь ежегодно проводил процессию в Сен-Жак-ля-Бушери, чтобы помолиться о душе Николя Фламеля. При жизни Фламель сделал около 40 значительных пожертвований в пользу госпиталя.
Парижский переписчик книг (по другим данным — нотариус, коллекционер книг), алхимик, которому приписывают получение философского камня и эликсира жизни.
Николя Фламель родился… Развернуть
Немецкий католический монах и священник, член духовного союза «братьев Общей жизни», предполагаемый автор известного трактата «О подражании Христу» (написан не позже 1427 г.)
До 4 июня 2006 года его останки находились в часовне церкви Михаила Архангела (nl:Grote of Sint-Michaëlskerk) в Зволле. Ныне местом упокоения Фомы Кемпийского является базилика Успения Пресвятой Богородицы (nl:Basiliek van Onze-Lieve-Vrouw-ten-Hemelopneming) в Зволле.
Сочинение «О подражании Христу» впервые издано в церковнославянском переводе Ореста Настурела на территории современной Румынии в 1647 г., также переведено на русский язык в конце XVII века белорусским кальвинистом Андреем Белобоцким. Wikipedia.org
Немецкий католический монах и священник, член духовного союза «братьев Общей жизни», предполагаемый автор известного трактата «О подражании Христу» (написан не позже 1427 г.) До… Развернуть
Григорий Палама (Παλαμα̃ζ), митрополит Солунский, святитель.
Память 14 ноября, в неделю 2-й седмицы Великого Поста
Родился в 1296 г. в Константинополе в богатой семье, 20 лет принял иночество в одной из афонских обителей. Его духовным наставником был преподобный Григорий Афонский. В 1336 году в скиту св. Саввы он занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.
Особенно известен спор его с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете; Палама в этом споре отстаивал учение Церкви, что свет этот не есть творение, но свет присносушный (нетварный; см. также Исихазм). По этому поводу в 1341 в Софийском Константинопольском храме под председательством патриарха созван был собор, на котором Палама обличил заблуждение Варлаама так, что последний решил удалиться в Италию.
В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь.
Мирно преставился Богу 14 ноября 1359 года.
Тропарь, глас 8
Православию наставниче, святителем украшение, Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвало, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Премудрости священный и Божественный орган, Богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие Богоглагольниче, но, яко ум, Уму Первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати.
Григорий Палама (Παλαμα̃ζ), митрополит Солунский, святитель. Память 14 ноября, в неделю 2-й седмицы Великого Поста Родился в 1296 г. в Константинополе в богатой семье, 20 лет… Развернуть
(будет дополняться)
другие написания имени: Цонкапа, Цзонкаба, Цзонхава, Дзонхава
(1357—1419)
основатель буддийской школы "желтошапочников" Гелуг в Тибете.
Обучался в различных монастырях Центрального Тибета, изучая главным образом тантризм (буддистское направление, в котором придаётся важное значение учителю ламе и постижению тайны учения).
В 1409 основал ламаистский монастырь Галдан, в котором установил сложную систему церковной иерархии и ввёл обрядность богослужения. Цонкапа канонизирован и входит в ламаистский пантеон.
(будет дополняться) другие написания имени: Цонкапа, Цзонкаба, Цзонхава, Дзонхава (1357—1419) основатель буддийской школы "желтошапочников" Гелуг в Тибете.… Развернуть
Французский средневековый историк, биограф Святого Людовика.
Жуанвиль был выходцем из знатной шампанской семьи. Поступил на службу к королю Тибо IV Наваррскому, графу Шампанскому, и был у него сенешалем; присоединился к седьмому крестовому походу, предпринятому в 1245 Людовиком IX. Храбро сражался; в 1250 г. вместе с королем попал в плен к мамелюкам под Мансурой (Египет); участвовал в переговорах с неприятелем, организовал сбор необходимого для освобождения выкупа среди тамплиеров; поддерживал короля в трудные минуты — в частности, после гибели его брата, Роберта д’Артуа. Именно по совету Жуанвиля и вопреки мнению других своих приближённых монарх на несколько лет задержался на Святой земле.Во Францию Людовик IX и ставший его ближайшим советником, беззаветно преданный ему Жуанвиль вернулись в 1254 году; с тех пор Жуанвиль оставался при дворе и фактически являлся регентом Шампани до достижения совершеннолетия Иоанной I Наваррской.
Умер в 1317 году и похоронен в фамильном замке.
Французский средневековый историк, биограф Святого Людовика. Жуанвиль был выходцем из знатной шампанской семьи. Поступил на службу к королю Тибо IV Наваррскому, графу… Развернуть
Лонгченпа или Лонгчен Рабжампа родился в десятый день одиннадцатого месяца года Земляной Обезьяны (2 марта 1308 года) в деревне Тодтронг в Центральном Тибете. Его отец, Мастер Тен-сунг, был сыном Лхасунга из семьи Рог. Лхасунг, выдающийся Мастер школы Ньингма, прожил сто пять лет. Матерью Лонгчена Рабджама была Соднамгьен из семьи Дром.
Среди Мастеров Дзогпа Ченпо со времен Гуру Падмасамбхавы и Вималамитры (IX век) Кунчен Лонгчен Рабджам считается величайшим Мастером, философом и писателем.
Его рождение сопровождало множество чудес. В ночь зачатия Соднамгьен приснился сон, в котором она увидела на голове громадного льва два солнца, осветивших весь мир и растворившихся в ней. При рождении Лонгчена Рабджама перед ней появилась защитница Дхармы Намтру Ремати в облике черной женщины с мечом. Держа младенца на руках, она сказала: «Я буду защищать его». Защитница вручила ребенка матери и исчезла.
В одном из предыдущих рождений Лонгчен Рабджам был дочерью царя Трисонга Децена принцессой Пемасэл, и об этом говорилось в многочисленных пророчествах. Когда она умирала, Гуру Падмасамбхава дал ей Терма Ньингтиг, Учения Сокровенной сущности Дзогчена. Эти Учения были открыты в скале, когда принцесса воплотилась в облике Пемы Ледрелцела, и они стали известны как Кхандро Ньингтиг. Следующим перерождением Пемы Ледрелцела стал Лонгчен Рабджам.
С детских лет он обладал такими благородными качествами Бодхисаттвы, как вера, сострадание и удивительные умственные способности. В возрасте пяти лет мальчик научился читать и писать.
Когда ему было семь лет, отец дал Лонгчену Рабджаму посвящения и наставления по практикам и техникам медитации тантр и Терма школы Ньингма.
Он изучал также медицину и астрологию.
Лонгчен Рабджам выучил наизусть тексты «Праджняпарамита (Абсолютная запредельная мудрость) в восемь тысяч строф» и «Праджняпарамита в двадцать тысяч строф», прочитав их по сто раз.
Когда ему было девять лет, умерла его мать, а отец умер, когда ему было одиннадцать лет.
В двенадцатилетнем возрасте Мастер Самдруб Ринчен из монастыря Самье и Мастер Кунга Озер дали ему обеты послушника, и он получил имя Цултрим Лодро (тиб. tshul-khrims blo-gros).
К четырнадцати годам он в совершенстве овладел Винайей - учениями о дисциплине, и мог давать наставления другим.
В шестнадцать лет Цултрим Лодро получил множество Учений Новых тантр у Таши Ринчена и у других Учителей.
С девятнадцати лет он изучал в монастырском университете Сангпу Ньютог такие трактаты, как семь трудов по логике Дхармакирти, пять текстов Майтринатхи Асанги и другие тексты Учений Мадхьямики и Праджняпарамиты, в том числе, всю традицию возвышенного Нагарджуны. Там Цултрим Лодро учился в течение шести лет у многих великих Учителей.
С переводчиком Пангло Лодро Тенпой он изучал пять главных сутр и Абхидхарму, санскрит, поэзию, композицию и драматургию.
Цултрим Лодро посещал различные учебные заведения и получил все Учения и передачи сутр и тантр школ Старых и Новых переводов разных Линий, которые были известны в Тибете. Его ученость стала поистине легендарной, и он прославился как Самье Лунгмангва (Получивший множество передач в Самье) и Лонгчен Рабджампа (Великий ученый, подобный безбрежному пространству).
Как говорилось в пророчествах охраняющих божеств, в возрасте двадцати семи лет Лонгчен Рабджам встретился с Ригдзином Кумараджой. Кумараджа был великим держателем передачи Ньингтиг и, в частности, Учений Ньингтиг, которые принес в Тибет Вималамитра. Они называются Сангва Ньингтиг, или Вима Ньингтиг.
В видениях Гуру Падмасамбхава дал Лонгчену Рабджаму передачу Кхандро Ньингтиг и нарек его Дриме Одзером (тиб. dri-med a 'od-zer), а духовная супруга Гуру Падмасамбхавы, Еше Цогьял дала ему имя Дордже Зиджид (тиб. rdo-rje gzi-brjid).
25 декабря 1363 года Лонгчен Рабджам сказал нескольким ученикам: «Приготовьте подношение и выйдите из комнаты». Когда ученики выразили желание остаться рядом с ним, Лонгчен Рабджам произнес: «Итак, я собираюсь покинуть свое изношенное иллюзорное тело. Не шумите, а пребывайте в созерцании». Потом его ум растворился в изначальном состоянии, а тело осталось сидеть в позе Дхармакайи. Присутствующие почувствовали, как задрожала земля, и услышали шум. В Писаниях такие явления во время смерти считаются признаками высоких духовных достижений. Тело не трогали в течение двадцати пяти дней, и в течение этого периода небо постоянно освещали радуги. В самые холодные зимние месяцы в Тибете земля нагрелась, растаял лед, и расцвели розы. Во время кремации трижды вздрогнула земля, и семь раз послышался громкий шум. Сердце, язык и глаза Лонгчена Рабджама не сгорели - это признак пробуждения в сущности трёх нерушимых реальностей тела, речи и ума. Из костей появились пять видов дунг и множество рингселов, что свидетельствовало о достижении пяти тел и пяти видов мудрости состояния Будды. Большие рингселы разделились затем на сотни и тысячи более мелких. Одним из перерождений Лонгчена Рабджама был великий Тертон Пема Лингпа.
Лонгченпа или Лонгчен Рабжампа родился в десятый день одиннадцатого месяца года Земляной Обезьяны (2 марта 1308 года) в деревне Тодтронг в Центральном Тибете. Его отец, Мастер… Развернуть
Дон Хуан Мануэль (исп. don Juan Manuel; 5 мая 1282 — 13 июня 1349) — один из крупнейших писателей средневековой Испании. Вельможа, политик, воин — сегодня Хуан Мануэль более всего известен как автор книги «Граф Луканор» (1335).
Хуан Мануэль был одним из знатнейших сеньоров Кастилии, внуком короля Фердинанда III, племянником Альфонсо X Мудрого. Его дочь была женой короля Энрике II, от них происходит династия Трастамара.
Дон Хуан Мануэль (исп. don Juan Manuel; 5 мая 1282 — 13 июня 1349) — один из крупнейших писателей средневековой Испании. Вельможа, политик, воин — сегодня Хуан Мануэль более… Развернуть
Жан Фруассар (фр. Jean Froissart, род. в 1333 или в 1337 году в Валансьене, † ок. 1405 года) — французский писатель XIV века, автор знаменитых «Хроник» — важнейшего источника по истории начального этапа Столетней войны.
Сведения о жизни Фруассара ограничены тем, что он сам указал о себе в тексте «Хроник».
Годы его жизни остаются объектом дискуссий. Фруассар в своем повествовании говорил о двух датах своего рождения — 1333 и 1337 годы.
В первой версии ссылаются на то место в «Хронике», где Фруассар утверждает, что в 1390 году ему было 57 лет. Этой дате склонен был верить барон Кервин де Леттенхове, один из главных издателей и комментаторов Фруассара в XIX веке.
Однако, в конце «Книги IV» автор вспоминает, что ему было 24 года, когда он присутствовал на прощании королевы Филиппы и принца Уэльского в Берквемстеде, в 1361 году. Эта ссылка датирует его рождение 1337 годом.
Фруассар по своему рождению был валлоном и происходил из Валансьена в Эно (Геннегау). Его отец, вероятно, был ремесленником, изготовлявшим дворянские гербы.
В юности (до 1359 г.) Фруассар некоторое время был торговцем, затем устроился писарем в Праге при короле Карле IV Люксембургском, где познакомился с Петраркой, проживавшим там после Милана и перед переездом в Венецию.
К 24 годам располагал уже рекомендацией короля Богемии Карла IV Люксембургского, аттестовавшего его как придворного поэта, и в 1361—1369 служил хронистом (историком) при дворе английской королевы Филиппы, супруги Эдуарда III.
Много путешествовал по Британским островам и континентальной Европе. В 1364 и 1366 годах, возможно, побывал во Франции.
В 1367—1368 годах находился в Италии, вместе с Джеффри Чосером.
После смерти Филиппы (1369) Фруассар перешёл под покровительство Иоанны, герцогини Брабантской, которая вознаградила его труды поместьем в Эно; доходы от поместья позволяли ему путешествовать в поисках материалов для хроник за собственный счёт.
Помимо исторических изысканий, он до конца жизни продолжал писать стихи. В 1395 году Фруассар вернулся в Англию, но был разочарован произошедшими там переменами и угасанием рыцарского духа военных лет.
Дата его смерти, так же как и дата рождения, является спорной. А. Д. Люблинская и Е. Ю. Акимова сходятся во мнении, что год его смерти — 1404-й. М. В. Аникеев же называет более позднюю дату смерти — 1410 год, объясняя это тем, что начиная именно с 1410 года следы автора теряются и прекращается его историческое повествование.
Жан Фруассар (фр. Jean Froissart, род. в 1333 или в 1337 году в Валансьене, † ок. 1405 года) — французский писатель XIV века, автор знаменитых «Хроник» — важнейшего источника… Развернуть
Джанфранческо Поджо Браччоли́ни, Поджо Флорентийский (итал. Gianfrancesco Poggio Bracciolini; 11 февраля 1380, Терранова, близ Ареццо — 30 октября 1459, Флоренция) — видный итальянский гуманист, писатель, собиратель античных рукописей. Считается автором романского шрифта.
Родился в тосканском городке Терранова в семье аптекаря, изучал нотариальное дело в университете Флоренции. Затем поступил на службу в канцелярию канцлера Колуччо Салутати, через которого сблизился с кружком гуманистов, обративших внимание на талантливого юношу.
Исполненный честолюбивых замыслов, в 1409 году переехал в Рим, поступил на службу в римскую курию и прослужил здесь с перерывами до 1453 года. Участвовал в Констанцском соборе 1414 года в качестве апостолического секретаря папы Иоанна XXIII. Борьба за папский трон, закончившаяся заключением Иоанна XXIII в тюрьму и избранием Мартина V, заставила Браччолини принять приглашение кардинала Бофора и уехать в 1418 году Англию. По возвращении в Италию в1420 году вновь был назначен апостолическим секретарем.
Только в 1453 оставил службу в римской курии и вернулся во Флоренцию, где занимал место канцлера почти до самой смерти. Конец жизни провел в почете и богатстве, будучи тесно связанным с влиятельными кругами флорентийской крупной торговой буржуазии.
Браччолини побывал во Франции, Германии, Швейцарии и Англии, где в библиотеках монастырей отыскал несколько малоизвестных либо забытых античных рукописей Вегеция, Марка Манилия, Аммиана Марцеллина, Витрувия, Петрония, а также «Воспитание оратора» Квинтилиана, «Сильвы» Стация и др. В 1417 году обнаружил полную рукопись Лукреция О природе вещей , считавшуюся утраченной после падения империи. В 1427 году совместно с Козимо Медичи занимался раскопками античных руин в Остии.
В идейном плане Браччолини близок гражданскому гуманизму, его мировоззрение носит явно светский характер, а сочинения отличают тонкая ирония, острословие, злободневность и элегантный эротизм. Творческое наследие Браччолини включает сочинения на этические темы, письма, диалог «Против лицемеров» (1447—1448), обличавший монашество. В 1438—1452 годах Браччолини написал Фацеции (лат. facētia, — шутка, острота) — образец латинской прозы Возрождения.
Джанфранческо Поджо Браччоли́ни, Поджо Флорентийский (итал. Gianfrancesco Poggio Bracciolini; 11 февраля 1380, Терранова, близ Ареццо — 30 октября 1459, Флоренция) — видный… Развернуть
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель.
Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал деятельное участие в политической жизни, был послом Флоренции в Болонье и Милане, подестой в разных городах.
Умер от чумы в 1400 году в Сан-Миниато в провинции Пиза.
Автор мадригалов, баллад, шуточной поэмы «Бой прекрасных женщин Флоренции со старухами» („La battaglia dellie belle donne di Firenze colle vecchie“), религиозных проповедей. Особенно известен сборником «Триста новелл» (сохранилось 223), отличающихся от новелл Боккаччо большей простотой. Впервые новеллы Саккетти были напечатаны в двух томах в 1724 г., а уже через три года издание попало в Индекс запрещённых книг. Но современники и последующие поколения итальянских новеллистов хорошо знали новеллы Саккетти по рукописным спискам. Многие писатели на него ссылались, а некоторые и прямо использовали его сюжеты.
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель. Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал… Развернуть
Уильям Ленгленд (англ. William Langland) — английский поэт, автор поэмы «Видение о Петре-пахаре».
Достоверных биографических данных о Ленгленде нет. В исторической литературе записаны два предания, относящихся к личности автора «Видения о Петре-пахаре», — одно у епископа Бейля (1548) и другое — в рукописи XV века о том, что он был сыном свободного земледельца (йомена).
Если придавать достоверность автобиографическим элементам самого «Видения», то Ленгленд был сыном крепостного, в школу поступил с помощью друзей, затем принял монашество, чтобы избавиться от крепостного состояния. Ленгленд жил в Лондоне, добывал средства к существованию чтением Псалтири над покойниками и пением псалмов. В поэме он рассказывает, что жил очень бедно и страстно ненавидел богатых, на улице не уступал им дорогу и низко не кланялся — «так что люди считали меня юродивым».
Поэт выступал против практики индульгенций. По Ленгленду, никакого прощения грехов нет, его выдумало духовенство и аристократы, чтобы грешить не стесняясь. Своим резким протестом против социальной несправедливости поэма сыграла роль в восстании Уота Тайлера. Об этом говорит обилие её списков. Францисканский монах Джон Болл, участник восстания Тайлера, в своих проповедях на крестьянских сходках цитировал стихи из поэмы Ленгленда.
Уильям Ленгленд (англ. William Langland) — английский поэт, автор поэмы «Видение о Петре-пахаре». Достоверных биографических данных о Ленгленде нет. В исторической литературе… Развернуть
ЛИ СЭК (псевд. — Могын) — кор. поэт, наиболее известный среди «трех отшельников» (Чон Мон Джю, Ли Сун Ин). Выходец из дворянской семьи. Занимал высокие посты. Часто ездил в Китай. Стремясь уйти от придворных распрей, в последние годы жизни оставил службу, стал «отшельником». Известен гл. обр. как мастер пейзажной лирики («Монастырь Ёнбокса»), но ему не чужды и демократич. мотивы («Домик в горах» и др.).
ЛИ СЭК (псевд. — Могын) — кор. поэт, наиболее известный среди «трех отшельников» (Чон Мон Джю, Ли Сун Ин). Выходец из дворянской семьи. Занимал высокие посты. Часто ездил в… Развернуть