18 мая 2024 г., 07:00

73K

Хранители памяти: мемориальные дома-музеи писателей

124 понравилось 11 комментариев 47 добавить в избранное

Любите ли вы музеи так, как люблю их я? Сомневаюсь, потому что музеи и я — это история несложившихся отношений: после того, как наш родной краеведческий музей с обязательным фрагментом скелета мамонта на экспозиции был мною застигнут в неприлично-пыльном виде перестроечной эпохи 90-х годов, любви не случилось. Конечно, я оставляю последний шанс Лувру или Метрополитен-музею, но пока надежд на столь судьбоносную встречу немного, а мой родной город столь молод, что выбор музеев «с историей» невелик.

В фильме Авдотьи Смирновой «Два дня» в ролях «музЭйных» сотрудников невероятно убедительны Ксения Раппопорт, Евгений Муравич, Константин Шелестун и Ирина Розанова. Множественно-разбитая чашка литературного классика «второго плана» Петра Щегловитого, именные деревья в старинном парке, романтический миф о роковой любви писателя к честной девушке — всё это выглядит так наивно и романтично, а попытки местной администрации «отжать» территорию поместья писателя для строительства элитных коттеджей запомнились мне куда больше, чем фантастическая любовь музейной сотрудницы и чиновника. Кстати, Смирновой отлично удаются зарисовки немного нелепых в своей несовременности музейных людей, ведь в фильме «Кококо» те же Муравич, Смирнов и Шелестун в компании с Анной Михалковой тоже весьма правдоподобны в своих ролях сотрудников музея этнографии.

На «Кинопоиске», кстати, есть хорошая подборка фильмов на музейную тему, составленная совместно с музейными работниками. Очаровательная усадьба-заповедник «Абрамцево» в фильме «Два дня» и невероятно красивая природа в последней экранизации «Евгения Онегина» (единственное хорошее, кстати, что есть в фильме) напомнили мне о моей несостоявшейся любви к музеям, и я устроила себе диванную экскурсию по литературным музеям, в которых хочу побывать.

1. Музей Антона Павловича Чехова в «Мелихово»
картинка Arlett
Проза Чехова мне нравилась с детства, когда понять в полной мере иронию «Лошадиной фамилии» или «Налима» я еще не могла, но с удовольствием читала эти короткие рассказы. По мере взросления искренняя симпатия к произведениям Чехова переросла в настоящее увлечение, а биография писателя стала дополнительным поводом прочитать тома в скромных синих обложках.

«Мелихово» — имение, в котором Чехов провел недолгие семь лет, но которое оставило глубокий след в жизни писателя и его близких. Это был его собственный дом, хоть и приобретенный с помощью заемных средств (о своих долгах Чехов постоянно упоминает в переписке с друзьями и родственниками, все время держа в памяти сколько и кому он еще должен). Помимо того, что Чехов стал наконец-то домо- и землевладельцем, покупая Мелихово, он планировал обеспечить достойную старость родителям и независимую жизнь сестре.
картинка Arlett
При чтении повестей и рассказов Чехова может сложиться впечатление, что Антон Павлович был мизантропом, ведь он не церемонится с героями и в своей прозе не переходит в лирическую или романтическую тональность, оставаясь бесстрастным наблюдателем, который не находит нужным скрывать пороки героев. Но вся жизнь Чехова доказывает нам обратное: неизменный гуманизм, помощь родственникам и посторонним людям, неустанный труд в качестве лечащего врача в Мелихово и окрестностях во время эпидемии холеры, сборы средств на больницы и школы — всё это Чехов совмещал с плодотворным писательским трудом, не обращая внимания на собственное здоровье. Мелиховский период жизни Чехова и его семьи мог бы стать и более продолжительным, но по состоянию здоровья писатель вынужден был переехать в Ялту, а затем, спустя какое-то время после смерти отца писателя, имение продали, а семья перебралась к Чехову в Ялту.
картинка Arlett
Скиталец Антон Павлович переменил за свою недолгую жизнь множество мест обитания, но именно покупка имения в Мелихово стала одной из вех в жизни писателя, проведшего юность в бедности. За семь лет жизни в Мелихово Чехов (с 1892 по 1899 год) построил три школы и почту, вылечил сотни крестьян и написал более сорока произведений: «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Страх», «Черный монах», «Бабье царство», «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Три года», «Моя жизнь», «Душечка», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Мужики», «По делам службы», «Остров Сахалин», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».
картинка Arlett
Решение о создании музея Чехова в Мелихово как филиала Серпуховского краеведческого музея было принято в 1939 году. В 1944 году он открылся для посетителей. Когда начались восстановительные работы в бывшем имении, которое не пощадило время, первый директор музея Петр Соловьев обратился за помощью к сестре Чехова Марии Павловне, которая в письме подробно описала и нарисовала постройку, отметила назначение помещений. Общая музейная коллекция насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Наиболее ценные из них — это 35 автографов самого Чехова, 270 фотографий писателя, членов его семьи и окружения, 200 прижизненных изданий писателя, 200 мемориальных предметов быта всей семьи, 400 редких книг, датируемых XVIII веком и позднее. В 2006 году свой первый сезон открыл Мелиховский театр «Чеховская студия», созданный на базе музея, где еженедельно играют спектакли по его произведениям.

2. Домик Лермонтова в Пятигорске
картинка Arlett
В этом году исполнится 210 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова . В домике под камышовой крышей в Пятигорске Лермонтов прожил два последних месяца своей жизни: с 14 мая по 15 июля 1841 года, и сюда тело поэта перевезли после роковой дуэли, состоявшейся на горе Машук. Сейчас на месте дуэли стоит обелиск, его создание было приурочено к 100-летию со дня рождения поэта, автором проекта стал скульптор Б. М. Микешин. В 1884 году в Пятигорск была доставлена мраморная мемориальная доска, изготовленная по инициативе драматурга А. Н. Островского. Надпись, вырезанная на ней, гласила: «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М. Ю. Лермонтовъ».
картинка Arlett
Домик Лермонтова — один из первых мемориальных музеев России, и возник он еще до революции, когда в 1912 году усадьбу выкупила у владельца городская администрация. Троюродная сестра поэта Евгения Шан-Гирей передала музею принадлежавшие Лермонтову личные вещи из его столичной квартиры. А с 1973 года музей стал именоваться Государственным музеем-заповедником памяти Михаила Юрьевича Лермонтова. Сюда хочется отправиться ради знаменитых видов, которые воспевали в стихах и в прозе наши классики, ведь помимо двух столиц именно на Кавказе — месте ссылки опальных офицеров и всеобщей здравнице с имперских времен — очень много памятных литературных мест, посвященных Пушкину, Лермонтову, Чехову, Толстому и многим другим писателям и поэтам.
картинка Arlett
Основной музей, посвященный жизни и творчеству Лермонтова находится в Пензенской области, в селе Лермонтово (переименовано в 1917 году), и носит историческое название Тарханы. Как и многие дворянские гнезда, расположенные в Центральной России, имение пострадало в революционные годы, но впоследствии было восстановлено, и сейчас музейный комплекс «Тарханы» является заповедником и включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
картинка Arlett
Сама по себе история местности, где сейчас расположен музей, уходит корнями в петровскую эпоху, а в списке владельцев и основателей села звучат знаменитые аристократические фамилии, встречающиеся на страницах учебников, на сайте музея есть отдельная страница, где подробно рассказана история Тархан. Больно читать о запустении имения после смерти поэта и его бабушки, и после того, как толковые управляющие были сметены революцией 1917 года. Несмотря на декрет Ленина о памятниках старины, усадьба и барский дом, оставленные на попечение местной советской власти, пришли в упадок, и история восстановления и реконструкции поместья заслуживает отдельной статьи.

3. Писательский поселок Переделкино

Дачный поселок, задуманный, как говорят, Максимом Горьким, был создан в 1933 году постановлением Совнаркома «О строительстве «Городка писателей». Спустя почти столетие название Переделкино знакомо, наверное, большинству людей, потому что начиная со школьных лет, этот дачный поселок упоминается в творчестве и биографиях литературных классиков. Среди первых обитателей Переделкина были Илья Эренбург , Илья Ильф и Евгений Петров , Исаак Бабель — некоторые из них были репрессированы, а дачные домики обрели новых хозяев.

Самыми известными и постоянными обитателями Переделкина стали Борис Пастернак и Корней Чуковский : оба прожили там до конца своих дней, а в их домах теперь располагаются музеи. Дом Чуковского, кстати, стал центром притяжения при жизни писателя: переделкинская детвора тех времен помнит праздничные костры в начале и в конце лета, которые устраивал «дедушка Чуковский». На этих кострах бывали такие гости, как, например, Рина Зеленая и Аркадий Райкин, встречи с которыми оставались в памяти на всю жизнь.
Дом-музей Пастернака
Дом-музей Пастернака
картинка Arlett
Дом-музей Чуковского
В дальнейшем в поселке Переделкино получили дачные домики Белла Ахмадулина , Роберт Рождественский , Евгений Евтушенко , Булат Окуджава , Андрей Вознесенский , Василий Аксенов и другие. Внучка Валентина Катаева Тина вспоминает, что у Ахмадулиной собирался весь творческий авангард: к поэтессе в Переделкино приезжали Владимир Высоцкий и Майя Плисецкая , часто бывали иностранные писатели и журналисты. Катаевы поселились в Переделкине в военные годы и были соседями Корнея Чуковского. Писатель, переводчик, публицист, биографию которого я читала как интереснейший роман-эпопею, Корней Чуковский стал свидетелем действительно знаковых исторических событий и перемен, и сам упоминал об этом, с трудом веря, что дожил с дореволюционных времен до первого полета Юрия Гагарина в космос.

Эпоха 90-х и нулевых оставила свои следы и на писательском поселке, который потерял значительную часть своего очарования в окружении новостроек Новой Москвы и приобрел «украшения» в виде сайдинга и пластика. Дом творчества писателей, построенный в 50-х годах ХХ века, для тех, кто не мог получить постоянную дачу в Переделкине, но хотел пожить в знаменитом месте хотя бы несколько недель по путевке, работал до 90-х годов, а затем помещение не избежало участи многих культурных объектов — было передано в аренду под рестораны, открывавшиеся один за другим. Несколько лет назад началась реставрация здания Дома творчества и с 2021 года это здание вернулось к своим литературным корням: здесь организовали литературное творческое пространство, регулярно проходят выставки, лекции и встречи с известными людьми. А в библиотеке хранятся книги с автографами писателей, которые жили и отдыхали в Переделкине.
картинка Arlett
картинка Arlett
С 2020 года в литературном Переделкине возродили традицию путевок для представителей творческих профессий — писателей, драматургов, сценаристов и переводчиков. Как и во времена СССР, литераторы могут подать заявки на трехнедельное проживание в Доме творчества (проект финансируют частные компании). Кто еще вспомнил прения булгаковских литераторов на собрании Массолита?

4. Если говорить не об усадьбах русских классиков и загородных дачах, а о квартирном вопросе, который испортил не только москвичей, то одной из квартир, в которой нужно побывать, является петербургская квартира-музей Михаила Зощенко , расположенная в знаменитом писательском доме на канале Грибоедова, 9. В этом доме бывали В. Каверин , Б. Житков , Н. Заболоцкий , Е. Шварц ; гостили Д. Хармс , А. Введенский , А. Ахматова , И. Бродский и многие другие литераторы.
картинка Arlett
Зощенко в период признания получил там четырехкомнатную квартиру, но из-за последующей опалы писатель вынужден был обменять квартиру и переехать в двухкомнатную квартиру № 119, где сейчас и находится музей. Литературная экспозиция музея посвящена не только творческой биографии Зощенко, но и судьбам других ленинградских писателей, и их жизни в сложнейший для интеллигенции период 1930–1950-х годов. В кабинете писателя все вещи подлинные, обстановка, в которой Зощенко жил с 1955 по 1958 год, воссоздана с детальной точностью: здесь всё — как было при Зощенко, и даже трость и пиджак на вешалке — на своих местах.
картинка Arlett
Современные технологии позволяют по-новому взглянуть на рукописи, фотографии Михаила Зощенко, и избавиться от анекдотичного образа моли, уворачивающейся от нафталиновых шариков. «Медиаинсталляция работает в нескольких режимах. Сейчас нас снимает камера, и вы видите себя словно через зеркало времени», — рассказывала Дарья Шкелева, оформлявшая экспозицию. В медиасистему загружены отрывки выступлений писателя разных годов, фрагменты фильмов по его книгам. В музее есть единственная сохранившаяся аудиозапись выступления Михаила Зощенко 1933 года, где он читает рассказ «Актриса»: в зале расположен «приемник», покрутив ручки которого посетитель переключает каналы радио и слышит то мотивы танго, то голос писателя.
картинка Arlett
При имени Михаила Зощенко у многих всплывает в памяти его «Аристократка» и кадры из нескольких киноновелл, объединенных общим названием «Не может быть!», а в голове звучит задорная песенка про шутника и озорника Купидона. Несмотря на дворянское происхождение, Зощенко поддержал революцию, но позже обнаружил, что «Вообще писателем быть очень даже трудновато. <…> Какая, скажите, может быть у меня идеология, если ни одна партия в целом меня не привлекает… нету у меня ни к кому ненависти — вот моя точная идеология…»

Посмотрите на годы жизни писателя: просто невероятно, как после Первой мировой войны, в годы репрессий и тяжелейших испытаний войной, блокадой, эвакуацией, писатели Ленинграда сохраняли в себе искру литературной жизни и продолжали смеяться, иронизировать, маскировать под сказочных персонажей жестокие реалии, поджидающие за порогом комнаты. Сосед Зощенко Евгений Шварц, выходец из еврейской семьи, в своей сказке-пьесе писал о том, что Дракон, избавивший город от цыган, когда «любой брюнет должен был доказать, что в нём нет цыганской крови», еще не самый страшный персонаж… Сам Зощенко — больной и травмированный войной, писал юмористические рассказы и работал над повестью «Перед восходом солнца», где искал ответа на вопрос о счастье, вспоминая, как сам пытался победить меланхолию и боязнь жизни. «Первая мировая война парализовала мое нутро. Я навсегда потерял чувство ориентира. Иногда наступало затишье, а потом опять начинал преследовать какой-то необъяснимый зловещий рок. Я нигде не мог найти успокоения, словно Агасфер менял города, деревни, села, хутора», — как это знакомо: грустный клоун с черной дырой в сердце смешит людей.

5. Квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме
картинка Arlett
Фактически, это не квартира Ахматовой , и табличка на входной двери с именем Николая Пунина может ввести в заблуждение посетителей, не знакомых с биографией прекрасной поэтессы. Ахматова согласилась связать свою жизнь с Николаем Пуниным, поклонником ее творчества, который расстался со своей женой, но не выгнал первую семью из квартиры, куда привел Анну. Вот так и появилось неестественное соседство прошлой и нынешней любви господина Пунина на одной жилплощади, и в этой квартире Анне предстояло пережить немало горьких дней, связанных не столько с собственным двойственным положением, а с репрессиями, которые обрушились на ее родных и близких.
картинка Arlett
Лидия Чуковская вспоминала: «Всякий раз, когда появлялся даже намек на величие Ахматовой, Николай Николаевич нарочито сбивал тон, принижая ее, вроде того: “Анечка, почистите селедку!”» Другие воспоминания указывают на то, что с Пуниным Ахматову видели счастливой. Совсем отношения прекратились в 1938 году, но жить Ахматова осталась в Фонтанном доме, только в другой комнате.

Музей был открыт в 1989 году к столетию со дня рождения Ахматовой, а в 2005 году здесь же, на первом этаже, была открыта экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского », которая состоит в основном из вещей, переданных вдовой поэта Марией Соццани-Бродской. На сайте музея можно посмотреть онлайн-экспозицию с комментариями к фото.
картинка Arlett
Несмотря на то, что поэт никогда не бывал в квартире на Литейном проспекте, его духовная связь с Ахматовой и стала причиной появления выставки Бродского в Фонтанном доме. Отдельная экспозиция музея посвящена друзьям Анны Ахматовой — поэтам Серебряного века, судьбы большинства из которых сложились трагично.
Вообще, знание подробностей жизни Анны Ахматовой и многих ее современников — это больно. Во все времена существовали цензура и неугодные власти творцы, но никогда еще не было такого чудовищного наложения репрессий, войн, революций, как у писателей, родившихся на рубеже веков и попавших в адские жернова истории. Есть мнение, что пламя очищает и рождает гениальные произведения, но кто теперь спросит гениев, что бы они выбрали, зная заранее свои судьбы? Какую мудрость и силу нужно было иметь в душе, откуда черпать силы, чтобы выжить и пережить то, что выпало на долю этого великого автора — сложно представить, но нужно знать и помнить. И мемориальные музеи хранят память для всех, кто не хочет забывать.

6. Еще одна квартира в Петербурге навсегда связана с миром литературы: на Литейном проспекте в доме № 36 двадцать лет жил и работал до конца своих дней Николай Некрасов .
картинка Arlett
С 1857 до 1877 гг. в квартире поэта размещалась редакция двух прогрессивных журналов: «Современник» и «Отечественные записки». Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова был открыт в 1946 году. В настоящее время там можно увидеть портреты поэта, выполненные выдающимися художниками И. Н. Крамским, К. Е. Маковским, а также портреты и фотографии его знаменитых современников.

Особую ценность представляет собрание личных вещей, черновые варианты рукописей и беловые автографы стихотворений, поэм, которые дополняются иллюстрациями, созданными художниками при жизни Н. А. Некрасова. Книжные шкафы в «приемной» хранят номера «Современника»: этот журнал-книга выходил ежемесячно и печатал произведения лучших писателей того времени — Л. Толстого , Ф. Достоевского , И. Гончарова . Многим писателям «Современник» дал литературную жизнь на заре писательской деятельности.
картинка Arlett
В воспоминаниях знакомых Некрасов предстает разным, и в этом нет ничего неожиданного: редактор, литератор, с кем-то он уживался, особенно с Панаевым, с которым делил жилплощадь и не только, кто-то был обижен на поэта за небрежение или негативный отзыв. Музей-квартира обладает огромной площадью, но нужно помнить, что в этой роскошной и просторной квартире (вот уж не сравнить с жилищами литераторов Серебряного века!) размещались Панаев, сам Некрасов и редакция.

7. Мистическое очарование и неподражаемая ирония одного из самых известных произведений русской классики «Мастера и Маргариты» Булгакова мало кого может оставить равнодушным. Последняя экранизация по мотивам великого романа вряд ли много добавит к уже существующему огромному количеству туристических экскурсий по Патриаршим прудам и по «нехорошей квартире» писателя. И несмотря на всевозможные мемы и утверждения, что любовь к «МиМ» является уделом нечитающих граждан, популярность как самого произведения, так и музея Булгакова огромна.
картинка Arlett
Дом, который сейчас всем известен как «булгаковский», до революции был доходным домом и построен в 1903 году по заказу владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. Квартиры здесь могли себе позволить только состоятельные люди: врачи, профессора, адвокаты, банкиры. Представителям творческой интеллигенции этот дом тоже полюбился, одну из студий арендовал, например, Петр Кончаловский.
картинка Arlett
Дом был знаменит своими гостями: в разное время в нём бывали знаменитый русский бас Федор Шаляпин, Сергей Прокофьев, «красный граф» Алексей Толстой , Борис Пастернак , Владимир Маяковский , Андрей Белый , Всеволод Мейерхольд . Сам Илья Пигит также жил в этом доме и занимал лучшую 10-комнатную квартиру.

В 1918 году дом был национализирован и превращен в коммунальный, а 1921 году в одну из таких коммунальных квартир въехал Михаил Булгаков с женой. Здесь он провел первые три московских года и именно в этом доме написал «Белую гвардию» , «Дьяволиаду» , «Роковые яйца» .
картинка Arlett
Государственный мемориальный музей-квартира Булгакова был открыт в 2007 году и расположен в легендарной квартире № 50 в доме по Большой Садовой, где писатель жил в первой половине 20-х годов ХХ века. Основная экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве писателя Михаила Афанасьевича, булгаковской Москве, культуре булгаковской эпохи. Подъезд, в котором находится квартира №50, можно считать началом музейной экспозиции. Он весь расписан поклонниками «Мастера и Маргариты». Первые рисунки здесь стали появляться еще в 80-х годах, а сейчас со всех сторон на посетителя буквально выпрыгивают герои произведений Булгакова и их экранизаций (нашлось место даже харизматичному авантюристу Жоржу Милославскому в исполнении Леонида Куравлева).

8. В соседнем подъезде этого же дома на Большой Садовой, 10 располагается музей-театр «Булгаковский дом», культурно-просветительский центр, основанный поклонниками творчества Михаила Булгакова.
картинка Arlett
Он открылся в 2004 году и стал первым российским музеем, посвященным творчеству этого писателя, а на второй половине «Булгаковского Дома», за красной портьерой, разместился зрительный зал на 140 мест, где проходят театральные представления. Музейная экспозиция «Булгаковского Дома» — это интерактивное пространство, занятое не только постоянной экспозицией о жизни и творчестве писателя, но и меняющимися выставками.

Для некоторых экспозиций и музейных событий используются выставочные площади на черной лестнице и летней веранде во дворе. В трех залах экспонируется архив фотографий, документов, публикаций, а также предметы эпохи, связанные с писателем и его жизнью. В каждом зале установлены телефонные аппараты, с помощью которых можно прослушать не только краткую экскурсию по залу, но и связаться с некоторыми персонажами из романа «Мастер и Маргарита». Электронная экспозиция содержит более 500 фотографий и документов, а также фрагменты из фильмов и спектаклей по булгаковским произведениям. Плоские мониторы размещены на стенах в рамах, как картины: на них сменяются слайды с фотографиями Булгакова, копиями рукописей, писем, документов, показываются отрывки из фильмов «Собачье сердце», «Бег» и «Иван Васильевич меняет профессию».

9. Дом-музей Набокова в Санкт-Петербурге на Большой Морской, 47
картинка Arlett
Это единственный музей в мире, посвященный жизни и творчеству Владимира Набокова . Помимо того, что здесь родился один признанный мастер слова и один из моих любимых писателей, интерес вызывает история здания как архитектурного объекта, а начинается она с 30-х годов XVIII века, когда были проложены Большая и Малая Морские улицы.

Дом не единожды был перестроен и сменил много владельцев: среди них были и издатели братья Рознотовские, и сестра директора Царскосельского Лицея Каролина Антоновна Энгельгардт, и загадочный граф Валицкий — «русский Монте-Кристо», и семья Хитрово, и князь А. А. Суворов, — «гуманный внук воинственного деда», которому Тютчев посвятил остроумную эпиграмму. В 1897 году дом купила Елена Рукавишникова, бывшая родом из семьи богатых купцов и золотопромышленников, а поводом для покупки стала свадьба Елены Ивановны и Владимира Дмитриевича Набокова, одного из лидеров Конституционно-демократической партии (кадеты), юриста и общественного деятеля.
картинка Arlett
В 1899 году в этом доме появился первенец — Владимир Владимирович Набоков, будущий «американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на 15 лет переселиться в Германию». В этом доме собирались представители кадетской партии, формируя требования к правительству, здесь отец писателя работал над проектом речи-отречения от престола для Николая II.
картинка Arlett
Богатое на события двадцатилетие, за которое Набоковы купили особняк и бросили его, промчалось как всадники Апокалипсиса: Первая Мировая война, революции, Гражданская война… Осенью 1917 г. семья Набоковых вынуждена была навсегда оставить дом на Большой Морской, уехав, как и многие будущие эмигранты, сначала в Крым, а затем в 1919 г. Набоковы оставили Россию, спасаясь от Гражданской войны. Дом на Большой Морской навсегда остался для Владимира Набокова «единственным домом в мире»: он никогда не имел собственного жилья, арендуя квартиры и дома в странах, где жил после эмиграции. Во время Гражданской войны в здании расположился Военный комиссариат Адмиралтейского района, а в 1922—1935 гг. его передали Датской телеграфной компании.
картинка Arlett
С апреля 1998 года первый этаж дома (назывался «семейный этаж» во времена Набокова) занимает «Музей Владимира Набокова». Основу музейной экспозиции составляют личные вещи писателя, предметы, связанные с историей особняка и семьи Набоковых, первые издания произведений автора, обширная научная библиотека. Сохранить многие из вещей Набоковых помог их управляющий Иосиф Дорзеник, который после отъезда хозяев из Петербурга больше года жил во вверенном ему особняке. Дорзеник оберегал внутренние интерьеры, а также вещи, которые ему подарили Набоковы. Впоследствии они тоже стали экспонатами дома-музея. На первом этаже дома располагались парадные комнаты, столовая, гостиная и библиотека и так называемая «комитетская комната». Второй и третий этажи были жилыми, там находились комнаты взрослых и детей. За долгие годы дом лишился многих деталей интерьера, но уцелела лестница, витражи, деревянные панели на стенах.
картинка Arlett
Несмотря на то, что Набоков большую часть жизни провел за пределами родной страны, а самые известные свои произведения писал на иностранном языке, открытие мемориального музея писателя в России не кажется таким уж противоречием биографическим данным писателя. Благодаря именно лекциям и переводам Набокова англоязычные читатели смогли ознакомиться с литературными произведениями русской классики, и вклад Набокова в популяризацию русской литературы сложно преуменьшить. Да, писатель не планировал возвращаться на Родину, а в одном из интервью сказал: «С Россией покончено. Это сон, который мне приснился. Я придумал Россию. Все кончилось очень плохо. Вот и все». Но по отрывкам из воспоминаний, по некоторым фразам в романах, и, главное, по рвущему душу стихотворению «К России» становится очевидно, какой незарастающей раной стало вечное самоотчуждение от Родины для писателя, который, кажется, убеждает себя, что счастлив в Америке, в Швейцарии и в других странах, куда заносила его судьба. Только «тот, кто вольно отчизну покинул волен выть на вершинах о ней»: «Личная моя трагедия — которая не может и не должна кого-либо касаться — это то, что мне пришлось отказаться от природной речи, от моего ничем не стесненного, богатого, бесконечно послушного мне русского слога ради второстепенного сорта английского языка…»
картинка Arlett
Рассмотреть в одной статье все литературные музеи, посвященные русским писателям, невозможно, да и незачем, когда можно зайти на сайт «культура.рф» и увидеть 11 страниц с перечислением мемориальных комплексов. А ведь есть еще музеи, экспозиции которых посвящены отдельным литературным героям или произведениям: Музей Мюнхгаузена, Музей романа «Братья Карамазовы», остров Муми-троллей и самый известный литературный музей Европы — квартира Шерлока Холмса на Бейкер-стрит; Петербургу Достоевского посвящены отдельные экспозиции и экскурсионные туры. Так что впереди у меня еще много «диванных» и, надеюсь, настоящих экскурсий по литературным местам. А Лувр… ну что ж, Лувр подождет.

Текст: колумнист LiveLib Юлия Лебедева

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

124 понравилось 47 добавить в избранное

Комментарии 11

Весьма неплохие интерьеры. Писатели не бедствовали. У Лермонтова немного скромновато, но а вцелом вполне приятные комнаты и домики.

Интересно было и прочитать, и посмотреть фото

Спасибо за интереснейший рассказ о музеях и людях! Несколько книг из статьи заинтересовали, добавлю себе.

В наши Тарханы приезжайте 6 июля с утра. Состоится уже 53 праздник поэзии. Как обычно, гостей и зрителей будет много.

Прекрасная статья! Прочитал с большим удовольствием, спасибо! И хотя всю жизнь живу в Ленинграде-Петербурге, наверное, в половине наших квартир-музеев так и не побывал.


Очень атмосферная статья получилась. Прямо почувствовала дух эпох. Вспомнила свои ощущения после посещения в Солотче Дома-музея гравера Пожалостина у которого в небольшой комнатке проживал Паустовский и к которому погостить приезжал Аркадий Гайдар. После посещения книги Паустовского стали читаться иначе, в них добавилось жизни. И читая Гайдара, кажется, что и он описывает эти места.
А вот подъезд нехорошей квартиры не создает атмосферы связанной с писателем. Это скорее памятник поклонникам автора.

Мы из одного города с автором статьи или просто так совпало — но также с музеями не складывается у меня и, в том числе, из-за краеведческого музея и пыльного скелета мамонта :))

Задача в ЦУПе:

Ошибка: что Антон Павлович был мизантропом, ведь он не церемониться с героями и в своей прозе не переходит в

Комментарий: церемонится!

Читайте также